Бензин или «дизель»: какой мотор будет лучше по стоимости эксплуатации?
В 2013 году порядка 50% новых авто, проданных в Великобритании, были оснащены дизельными двигателями. В Испании и Франции данный показатель превысил 70%, но эксперты, тем не менее, прогнозируют закат эры европейских «дизелей» уже к 2020 году. Для ЕС, как нетрудно понять, характерно постоянное ужесточение экологических норм и рост цен на дизтопливо. Наличие этих факторов должно способствовать отказу от использования дизельных моторов. Одновременно, будут появляться эффективные бензиновые двигатели, которые не должны уступать в экономичности любым «дизелям». Что дешевле в эксплуатации сейчас, дизельный мотор или бензиновый, попытаемся выяснить дальше.
Расход топлива и денег за первые 20 000 км
Попробуем узнать, сколько потребуется истратить на покупку топлива и на прохождение плановых ТО, если, приобретя новый автомобиль, владелец решит проехать на нём 20 тыс. км. Сравнить между собой мы должны «дизельную» и «бензиновую» комплектацию. Причём, выбирать две комплектации одной модели нужно так, чтобы мощность разных силовых агрегатов была примерно одинаковой. Рассматривать мы собираемся следующие модели: кроссовер Renault Duster, лифтбек Skoda Octavia, Citroen C4 Grand Picasso, коммерческий фургон Volkswagen Caddy и внедорожник Nissan Qashqai.
Заметим, что дизельные двигатели, предлагаемые даже в доступных комплектациях указанных авто, используют прямой впрыск топлива (речь идёт о технологии Common Rail). Для таких моторов поиск солярки, подходящей по качеству, может представлять настоящую проблему. И всё же, будем считать, что у нас есть качественное дизтопливо стоимостью 33,5 руб. за литр, а также АИ-95 по цене 35,2 руб. и 92-й бензин за 32,46 руб. При подсчёте расходов получается следующее:
- Qashqai (SE, турбодизель 1,6 л): 32 830 за ДТ + 9 739 за ТО-1 = 42 569 руб.
- Qashqai (SE, «бензин» 2,0 л): 48 576 за АИ-92 + 6 510 за ТО-1 = 55 086 руб.
- Duster (Expression, турбодизель 1,5 л): 35 510 за ДТ + 18 400 за первое и второе ТО = 53 910 руб.
- Duster (Expression, «бензин» 1,6 л): 57 859 за АИ-95 + 8 300 за ТО-1 = 66 159 руб.
- Octavia (Ambition, турбодизель 2,0 л): 34 170 за ДТ + 8 702 за ТО-1 = 42 872 руб.
- Octavia (Ambition, «бензин» 1,4 л): 37 312 за АИ-92 + 7 495 за ТО-1 = 44 807 руб.
- VW Caddy (Kasten, турбодизель 2,0 л): 34 170 за ДТ + 7 410 за ТО-1 = 41 580 руб.
- VW Caddy (Kasten, «бензин» 1,2 л, 105 л.с.): 47 872 за АИ-92 + 6 200 за ТО-1 = 54 072 руб.
- C4 GP (Tendance, турбодизель 1,6 л): 26 800 за ДТ + 18 560 за первое и второе ТО = 45 360 руб.
- C4 GP (Tendance, «бензин» 1,6 л, 120 л.с.): 45 056 за АИ-95 + 7 670 за ТО-1 = 52 726 руб.
Как видим, даже удвоенная стоимость техобслуживания не может повлиять на то, что «дизель» в эксплуатации обходится дешевле бензинового мотора. Но для машин экономического класса (Skoda Octavia) разницу можно назвать условной. А финальный выбор должен сделать будущий владелец. Правильно эксплуатировать современный дизель надо ещё уметь, и похоже, слово «дешевле» не всегда означает «лучше».
Почему на покупку дизельного авто решаются редко?
По управляемости автомобили с бензиновым мотором и с «дизелем» заметно отличаются. В первом случае речь будет идти о высоком значении мощности, во втором – о большей величине крутящего момента, развиваемого двигателем уже при 1500-2000 об/мин. Для класса тяжёлых внедорожников характерным является использование «дизелей», тогда как спорткары оборудуются бензиновыми моторами. Тут всё, вроде бы, понятно.
Сейчас в Европе доля автомобилей с дизельным двигателем равняется 55%. Это – очень много, и вряд ли там все ездят на внедорожниках. Но в дальнейшем указанное значение будет убывать. Переход к стандарту Евро-6 повлечёт необходимость разрабатывать новые силовые агрегаты, в том числе и «дизели», а подобные мероприятия сегодня обходятся недёшево. Наверняка, не все автопроизводители смогут представить новые решения в нескольких классах сразу. А те дизельные моторы, которые будут соответствовать стандарту Евро-6, получат такой «интересный» ценник, что спрос на машины, ими оборудованные, резко снизится.
Надёжность автомобилей, оснащаемых бензиновым мотором и «дизелем», примерно одна и та же. Но чтобы обезопасить себя от появления проблем, владельцу дизельного авто нужно суметь выполнить много условий:
- Сервисное обслуживание должно быть своевременным и качественным;
- Заправлять автомобиль требуется только высококачественным топливом;
- Нужно покупать более дорогие, чем для бензиновых моторов, расходники.
В нашей стране чаще отдают предпочтение бензиновым ДВС, оборудованным многоточечным впрыском. Пусть бензин расходуется сильнее, но для владельца «дизельной» машины слишком высока цена ошибки, допущенной при неправильной эксплуатации. А рисковать в действительности не любит никто.
Цены на бензин, если говорить о европейском континенте, в России остаются наиболее низкими. Так что, продавцы дизельных иномарок могут не беспокоиться – роста спроса на их продукцию сейчас не предвидится. Процент легковых авто с «дизелем» в США и Японии не превосходит 10%, а для России данный показатель всегда был ещё меньше. Что купить, пусть решает владелец.