Ремонт, обслуживание и замена радиатора кондиционера своими руками
Радиатор кондиционера (конденсор) является центральным элементом системы кондиционирования любого современного автомобиля. Диагностика его неисправностей, обслуживание, ремонт и замена вышедшего из строя радиатора по силам практически любому автолюбителю.
Содержание статьи
- Назначение и устройство системы кондиционирования
- Основные неисправности
- Заправка радиатора кондиционера
- Ремонт радиатора кондиционера
- Очистка системы кондиционирования
- Вакуумирование радиатора кондиционера
- Полезные советы и меры предосторожности
Назначение и устройство системы кондиционирования
Большинство современных автомобилей оборудованы системой кондиционирования (СК) воздуха, которая представляет собой комплекс устройств, создающих и поддерживающих в салоне транспортного средства комфортный микроклимат. Если кондиционер отсутствует, его можно установить как дополнительную опцию.
СК выполняет следующие основные задачи:
- охлаждение воздуха, циркулирующего в салоне авто, до комфортной для водителя и пассажиров температуры;
- предотвращение запотевания лобового и боковых стёкол машины;
- поддержание в салоне оптимального уровня влажности;
- предотвращение проникновения в салон выхлопных газов и запахов с улицы.
СК, как и любой другой узел авто, необходимо поддерживать в работоспособном состоянии. С этой целью следует периодически проводить её техническое обслуживание, а в отдельных случаях — и ремонт. Кроме этого, через определённые промежутки времени требуется дозаправка кондиционера хладагентом, функции которого выполняет фреон.
Любая СК состоит из следующих основных элементов:
- радиатор системы кондиционирования (конденсор);
- ресивер-осушитель;
- расширительный клапан;
- испаритель;
- датчик давления;
- компрессор.
Радиатор кондиционера (РК) состоит из множества сверхтонких каналов, благодаря которым оптимизируется теплоотдача и происходит конденсация хладагента. Чаще всего он изготовлен из алюминия, однако могут использоваться и другие сплавы.
В радиаторе происходит переход фреона из газообразного состояния в жидкое, то есть его конденсация. Принудительная циркуляция хладагента, в процессе которой происходит теплоотдача, происходит с помощью насоса компрессора.
Для повышения эффективности обдува РК может быть оборудован дополнительными вентиляторами, установленными перед ним. Радиатор является довольно уязвимым узлом, подверженным механическим повреждениям и коррозии.
Принцип действия РК основан на физико-химических свойствах фреона и состоит в следующем:
- Фреон принудительно циркулирует по замкнутому герметичному контуру системы кондиционирования.
- Газообразный фреон сжимается компрессором, и его температура существенно повышается.
- Компрессор направляет кипящий газообразный фреон под давлением в РК.
- В РК фреон охлаждается и конденсируется.
- Жидкий фреон направляется в контур высокого давления к расширительному клапану.
- Фреон распыляется и направляется в испаритель.
- Жидкий фреон испаряется, благодаря чему происходит охлаждение салона.
- Холодный газ направляется в компрессор по контуру низкого давления.
- Процесс повторяется.
Основные неисправности
Для поддержания работоспособности СК необходимо:
- своевременно проводить ремонт и обслуживание её составляющих;
- периодически проверять её герметичность;
- дозаправлять РК при необходимости хладагентом (фреоном).
В процессе эксплуатации возможна утечка фреона. Нормальным считается снижение его количества в системе не более, чем на 15% в год. Специалисты рекомендуют заправлять кондиционер каждые три года. В автомобилях с большим пробегом дозаправку следует делать чаще. Технология этого процесса для всех автомобилей практически одинаковая.
Утечка фреона из СК возможна по следующим причинам:
- негерметичность соединений в магистралях СК;
- механические повреждения трубок системы;
- коррозия или механические повреждения РК.
Заправка радиатора кондиционера
При необходимости РК радиатор кондиционера можно заправить самостоятельно. Перед этим следует проверить систему на предмет утечки фреона и устранить обнаруженные неисправности как в радиаторе, так и в трубопроводах.
Виды хладагентов
Ранее автокондиционеры заправлялись фреоном марки R-12. Однако с середины 1992 года R-12 был запрещён по причине негативного влияния на озоновый слой. Поэтому с 1992 года стали использовать фреон R-134а.
Проблема марки фреона актуальна лишь для автомобилей, изготовленных на рубеже 1992/93 годов, так как автопроизводители не сразу стали использовать R-134а. В этом случае следует посмотреть на наклейку с внутренней стороны капота, на которой указан тип хладагента. Кроме этого, фреон R-134а заправляется через штуцер большего диаметра.
Объём заправки
Количество необходимого для СК фреона также указано на наклейке с внутренней стороны капота.
Если такая наклейка отсутствует, необходимую информацию можно получить у дилера или найти в интернете. Отечественные автомобили, как правило, оснащаются кондиционерами с количеством фреона от 750 до 1000 г.
Оборудование и инструмент для заправки
Перед заправкой необходимо проверить давление в СК. Для этого потребуется:
- метрологическая станция (МС);
- набор шлангов;
- переходник с краном для подключения баллона с фреоном к СК;
- фреон (R-12 или R-134а) в специальном баллоне.
Для самостоятельной заправки кондиционеров в продаже можно найти уже готовые комплекты.
Вооружившись таким комплектом, нужно собрать устройство для заправки. Для этого необходимо:
- Откалибровать счётчик давления согласно прилагаемой к комплекту инструкции.
- На калибраторе регулятором выставить температуру окружающей среды (информацию можно получить с бортового компьютера).
- Подсоединить переходник к баллону с фреоном (при закручивании переходника защитная пластина в заправочном отверстии баллона будет пробита иглой переходника).
- Присоединить к переходнику резиновый шланг.
- Противоположный конец шланга вывести к патрубку метрологической станции.
- Присоединить к МС второй шланг.
Оборудование для заправки кондиционера собрано.
Порядок заправки радиатора кондиционера
Общие принципы заправки радиатора кондиционера одинаковы для всех автомобилей. Для заправки РК необходимо:
- Очистить щёткой или пылесосом место присоединения патрубка низкого давления СК (попадание в систему грязи с высокой вероятностью приведёт к поломке компрессора).
- Снять колпачок защиты со штуцера контура низкого давления.
- Присоединить к штуцеру резиновый шланг.
- Запустить двигатель.
- Зафиксировать подручными средствами педаль газа акселератора на оборотах силового агрегата 1500 об/мин.
- Включить режим рециркуляции воздуха на максимум.
- Открыть перекрывающий контур низкого давления вентиль.
- Перевернуть баллон с фреоном краном вниз.
- Медленно открыть кран.
- По счётчику отслеживать величину давления — оно должно быть около 285 кПа.
- Закрыть кран при достижении температуры воздуха в салоне 5°C — 8°C (воздух в салоне в процессе заправки постепенно охлаждается, холодным станет и шланг заправочного штуцера).
Видео: заправка кондиционера своими руками
Ремонт радиатора кондиционера
Выход из строя радиатора кондиционера обычно связан с его механическими повреждениями и утечкой фреона. РК можно отремонтировать или заменить на новый. Целесообразность ремонта полностью определяется масштабом повреждений.
Утечка хладагента может происходить и без видимых проблем. Так как фреон находится в радиаторе под давлением, из-за коррозии внутренних поверхностей он может начать вытекать из совершенно неожиданных мест.
Причины выхода из строя
Наиболее часто причинами выхода РК из строя являются:
- механические повреждения;
- отсутствие обслуживания при длительной эксплуатации;
- несвоевременная или некачественная очистка и промывка.
Эти причины приводят к возникновению трещин в корпусе РК, которые довольно просто устранить самостоятельно. Если же наблюдается масштабная коррозия, радиатор следует заменить на новый.
Перед ремонтом радиатор прежде всего необходимо снять с автомобиля и тщательно осмотреть на предмет наличия трещин и других повреждений. Чтобы не повредить РК, его демонтаж следует проводить крайне аккуратно.
Поиск мест утечек фреона
Поиск мест вероятной утечки хладагента может осуществляться различными способами.
- Использование специального устройства — течеискателя, который может обнаружить даже незначительное содержание фреона в воздухе. Имеющиеся в продаже приборы обладают высокой чувствительностью, быстро и легко определяя точное место утечки.
- Использование ультрафиолетовой лампы и специального красителя, который добавляется в смесь масла с фреоном при заправке РК по традиционной технологии. Затем несколько раз включают и выключают кондиционер и лампой проверяют РК с разных сторон. В местах утечки будут наблюдаться следы или испарения жёлто-зеленого цвета.
Существуют и другие методы поиска мест утечки фреона (например, азотный) не только из РК, но и из других элементов системы кондиционирования.
Видео: поиск утечки фреона с помощью ультрафиолетовой лампы
После проверки радиатора на предмет утечки исследуется вся система кондиционирования.
Видео: поиск утечки фреона с помощью электронного течеискателя
Порядок удаления фреона из радиатора кондиционера и меры безопасности
Фреон R12 запрещён к использованию, так как уничтожает озоновый слой планеты. Удаляют R12 из системы кондиционирования на специализированных автосервисах, где его собирают в специальные ёмкости.
Для безопасного удаления хладагента из СК автомобиля потребуются:
- плотные перчатки (при стравливании фреона можно обморозить руки);
- защитные очки и респиратор;
- металлический прут, имеющий длину около метра и толщину, позволяющую нажимать на ниппели двух контуров СК;
- скотч или изолента;
- щётка для очистки трубок контуров СК.
Для удаления фреона нужно выполнить ряд действий в следующем порядке:
- Разместить автомобиль на открытом воздухе.
- Щёткой аккуратно очистить патрубки низкого (2 атм) и высокого (12 атм) давления СК от грязи и налёта.
- Снять пластиковые защитные колпачки с патрубков.
- Надев защитные средства, произвести поочерёдное нажатие на ниппели клапанов патрубков до полного выхода из СК фреона.
- После отсоединения трубок защитить их торцы от попадания грязи или влаги изолентой или скотчем.
Фреон R-134а не опасен для окружающей среды, но опасен для здоровья. Поэтому при удалении остатков фреона из СК необходимо строго соблюдать технику безопасности. А именно:
- все работы проводить на открытом воздухе, вдали от открытых источников огня (горение фреона сопровождается выделением ядовитых газов);
- при стравливании остатков хладагента использовать индивидуальные средства защиты;
- при стравливании фреона с патрубков контуров использовать подручные средства (металлический прут для нажатия на ниппель контура на безопасном расстоянии).
Демонтаж радиатора кондиционера
Чаще всего причиной выхода из строя системы кондиционирования являются неисправности компрессора. Второе место занимает радиатор. Расположение РК в различных автомобилях заметно отличается. Чаще всего он установлен перед радиатором системы охлаждения, реже— за ним или сбоку от него.
Снятие патрубков
Трубки, подключённые к РК, покрыты специальной изоляцией, которую при демонтаже следует сохранить. В противном случае они быстро выйдут из строя и потребуют замены.
Демонтаж корпуса радиатора
На большинстве современных автомобилей демонтаж радиатора кондиционера производится из смотровой ямы или на эстакаде, так как при этом не потребуется снимать ряд других деталей и узлов. В любом случае при замене РК придётся снять:
- защиту двигателя;
- передний бампер;
- радиаторную решётку;
- оптику.
В некоторых автомобилях РК можно снять лишь сверху. Алгоритм демонтажа индивидуален для каждой конкретной модели.
Видео: замена радиатора кондиционера
Устранение механических повреждений
Незначительные трещины и повреждения можно устранить с помощью специальных порошковых герметиков. Для этого необходимо:
- Промыть и высушить снятый РК.
- Засыпать в радиатор герметик в виде порошка в количестве, указанном в инструкции по применению.
- Залить в РК воду, нагретую до температуры, указанной в инструкции.
При взаимодействии с водой порошок разбухнет и закроет мелкие трещины в трубках радиатора изнутри.
При выборе порошкового герметика следует обращать внимание на производителя и рекомендации специалистов. Дешёвое средство может усугубить ситуацию, повредив всю СК и забив её каналы.
Видео: ремонт радиатора кондиционера порошковым герметиком
Снаружи повреждения и трещины заделываются с помощью эпоксидного клея или холодной сварки. Порядок действий следующий:
- Тщательно зачистить места утечки наждачной бумагой.
- Нанести эпоксидный клей или холодную сварку в соответствии с инструкцией.
- На большие трещины перед нанесением эпоксидного клея или холодной сварки наложить пластину из жести.
При более серьёзных повреждениях используют сварку или пайку. Обычно применяются сварка аргонного типа и специальное напыление газодинамическим способом.
Для успешной аргонной сварки необходимы:
- наличие сварочного оборудования;
- навыки аргонной сварки;
- присадочный материал, тип которого зависит от материала РК.
Перед пайкой повреждённое место тщательно обезжиривается.
Все эти способы актуальны, если площадь повреждения незначительна. Трубки с трещинами по всей длине меняются целиком. Для этого трубка нагревается паяльником и снимаются с корпуса РК.
Видео: ремонт радиатора кондиционера пайкой
Очистка системы кондиционирования
Кондиционер обычно заправляется после зимы, в это же время рекомендуется провести чистку СК. Для этого используют специальную пену, продающуюся в баллончиках.
Порядок очистки следующий:
- Снять с патрубка для дренажа гибкий шланг (патрубок находится внизу, за панелью из пластика перед пассажирским сиденьем).
- Установить на дренажный патрубок шланг от очистителя и протянуть его до упора вверх.
- Подготовить пустую ёмкость для сбора пены.
- Запустить двигатель.
- Включить кондиционер в режиме рециркуляции воздуха.
- Покинуть автомобиль и дать двигателю поработать около 15 минут. За это время пена должна пройти во все полости не только РК, но и радиатора печки.
Для очистки радиаторов кондиционера и печки их демонтаж не требуется. После проведения работ специалисты рекомендуют заменить салонный фильтр.
Видео: очистка радиатора кондиционера специальной пеной
Вакуумирование радиатора кондиционера
Если в СК осталось менее 50% от необходимого количества фреона, высока вероятность попадания в систему воздуха или воды. Это, в свою очередь, приведёт к поломке компрессора и других элементов СК.
Для удаления влаги или воздуха потребуется вакуумирование РК с помощью специального вакуумного насоса и манометрического коллектора. Процесс довольно сложный и требующий приобретения дорогостоящего оборудования. Поэтому в этом случае лучше обратиться к специалистам. Через некоторое время после удаления из РК воздуха и влаги можно приступать к заправке фреоном.
Полезные советы и меры предосторожности
При заправке радиатора кондиционера следует принимать во внимание следующие моменты:
- В корпусе фильтра-осушителя для контроля процесса заправки имеется окошко, в котором видна прозрачная жидкость. Если в этой жидкости отсутствуют пузырьки или пена, заправка осуществляется правильно.
- Кондиционер должен заправляться при запущенном двигателе.
- Система кондиционирования состоит из контуров низкого и высокого давления. Заправка РК должна происходить через штуцер низкого давления, который обычно обозначается колпачком чёрного цвета или латинской буквой L. Контур высокого давления имеет другой диаметр штуцера. Он чаще всего маркируется синим колпачком или латинской буквой H.
- Нельзя менять РК или разгерметизировать СК во время дождя или при высокой влажности. Это с большой вероятностью приведёт к выходу СК из строя.
- После откручивания подводные трубки необходимо заклеить скотчем. Это позволит избежать попадания в них влаги или грязи.
- РК следует снимать очень аккуратно, чтобы не повредить тонкие алюминиевые соты.
Таким образом, большую часть работ по обслуживанию, ремонту и замене радиатора кондиционера можно выполнить самостоятельно. Минимальный набор инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов позволят вам сделать это без особых хлопот.
(1 голос, среднее: 4 из 5)