Технические характеристики 5E FE 1,5 л
Создан двигатель 5E FE внутри серии E производителя Toyota, поэтому изначально имеет чугунный блок и ременный привод распредвала, инжектор и литраж в пределах 1,5 л. За время существования мотора изготовителем вносились изменения в конструкцию:
- была одна катушка зажигания с трамблером, затем две катушки для пары цилиндров по схеме DID-2;
- сначала классическая форма поршня, затем плоские модификации;
- тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ с 1995 года для повышения степени сжатия;
- доработка шатунов с 1996 года и установка датчика температуры СО.
ДВС 5E-FE
Условно модификацией этого ДВС можно считать 5E-FHE с изменяемой геометрией впускного коллектора и агрессивными распредвалами, усиленными шатунами и повышенной до 9,8 степенью сжатия.
Привычно для завода Toyota мощность в двигателе варьируется для конкретной модели авто и для рынка, на который она поставляется. Например, Короллы, Калдины, Пассеры и Спринтеры для Европы имели мощность в пределах 100 л. с. в соответствии с законодательной базой этих стран. Для рынка Японии, Азии, Ближнего Востока машины комплектовались моторами до 110 л. с.
Блок цилиндров 5E-FE
Для обеспечения характеристик 123 – 140 Нм и 93 – 110 л. с. схема двигателя соответствовала «рядной четверке» инжекторного типа с механизмом газораспределения DOHC – два верхних распредвала внутри ГБЦ.
В период существования движков 5E-FE 1990 – 1998 г.г. планово производилась их модернизация:
- изменение степени сжатия за счет тонкой прокладки ГБЦ;
- доработка системы зажигания путем установки второй катушки;
- изменение формы поршня и применение двухэлектродных свечей и шатунов другой формы;
- установка температурного датчика выхлопа.
ГБЦ 5E FE
Затем потребовалось дополнительно увеличить мощность, была создана версия 5E-FHE, в которой фактически произведена форсировка за счет использования распредвалов с агрессивным профилем кулачков.
Технические характеристики 5E FE соответствуют нижеприведенным табличным значениям:
Изготовитель | Toyota |
Марка ДВС | 5E FE |
Годы производства | 1990 – 1998 |
Объем | 1497 см3 (1,5 л) |
Мощность | 68 – 86 кВт (93 – 110 л. с.) |
Момент крутящий | 113 – 134 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 115 кг |
Степень сжатия | 9,4 – 10 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | бесконтактное, DIS-2 |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | схема DOHC 16V, два верхних вала |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 74 мм |
Поршни | классические/плоские |
Коленвал | пятиопорный, чугун, литье |
Ход поршня | 87 мм |
Горючее | АИ-92/95 |
Нормативы экологии | Евро-3 – 4 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,5 л/100 км город – 8,8 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,6 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 15W40, 10W30, 20W50 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Mannol, Shell |
Масло для 5E FE по составу | Синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,4 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км
реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,3 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на 5E FE | BKR6EYA11 от NGK или K16R-U11 от ND |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | 1145A051, MD041390, MD013805 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | JDA179 JD, Toyota 18801-11050 |
Масляный фильтр | C-113 VIC, C-110 VIC, Micro T1639 |
Маховик | с посадочным диаметром сцепления 215 мм |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки |
Toyota 90913-02090 впускные Toyota 90913-02088 выпускные |
Компрессия | 10 – 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм
маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 153 Нм крышка подшипника – 60 Нм (коренной) и 40 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 30 Нм, 45 Нм + 90° |
В силовом приводе 5F-FE увеличены объемы камер сгорания относительно предыдущих версий серии E. Для того, чтобы облегчить капитальный ремонт и ТО своими руками, руководство компании Тойота выпустило мануал с инструкциями пошаговых действий.
Содержание статьи
Особенности конструкции
Изначально двигатель 5E FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:
- цилиндры в чугунном блоке не расточены, а загильзованы;
- схема газораспределения верхневальная ;
- распредвалы уложены в постели внутри ГБЦ;
- одним распредвалом управляются 2 впускных клапана, другим — 2 выпускных;
- клапаны расположены V-образно;
- вращение впускному распредвалу передается от коленвала зубчатым ремнем;
- выпускной распредвал получает вращение шестерней от впускного;
- до 1995 года на свечи шли 4 высоковольтных провода через трамблер, затем по два к двум цилиндрам от 2 катушек (схема DIS-2);
- модернизированные шатуны и поршни плоской формы появились после 1996 года;
- с 1997 года выпускной коллектор оснастили датчиком температуры выхлопных газов для отсечки питания при температуре больше 900 градусов;
- тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ появилась с 1995 года для повышения степени сжатия до 10 единиц.
Впускной коллектор
В силу изменения конструкции мотора в разные годы выпуска производитель рекомендует внимательно изучить описание параметров и регламент ТО.
Перечень модификаций ДВС
Важной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод. Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:
- крутящий момент – 135 Нм;
- мощность – 110 л. с.;
- степень сжатия – 9,8.
Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.
Выпускной коллектор
У версии 5E-FHE существует собственная модификация, отличающаяся исключительно впускным коллектора неизменяемой геометрии от турбо мотора 4FTE, хотя этот мотор атмосферный. В этом коллекторе короткие раннеры, что более удобно для высоких оборотов.
Плюсы и минусы
Несомненными достоинствами мотора 5E FE для пользователей являются:
- поршень не гнет при обрыве ГРМ ремня;
- система зажигания DIS-2 более прогрессивна в сравнении с контактной от одной катушки через трамблеры, но здесь имеется холостая искра на выпускном клапане, поэтому свечи изнашиваются быстрее;
- максимально простая конструкция ЦПГ и ГРМ позволяют выполнить капремонт собственными силами.
Поршни 5E-FE
Недостатками силового привода 5E-FE являются:
- навесное оборудование с низким ресурсом;
- протечки масла из-под тонкой прокладки ГБЦ после перегрева головки или в отсутствие шлифовки посадочных мест блока/ГБЦ.
Серия E изначально не имеет гидрокомпенсаторов, поэтому при добавлении каждых 30000 км пробега на спидометре необходима регулировка тепловых зазоров клапанов.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Японским производителем атмосферный мотор 5E FE предназначался для комплектации легковых авто С-класса Toyota:
- Cynos – купе 1 поколения в кузове EL44, 1991 – 1995 г.;
- Corolla I, II – универсал 7 поколения в кузове Е100, 1991 – 1998 г., хетчбэк 3 и 4 поколения в кузове L40, L50, 1990 – 1998 г.;
- Paseo – купе 1 и 2 поколения, 1995 – 1998 г.;
- Caldina – универсал в кузове Т190, 1992 – 1998 г.;
- Sera – двухдверное купе в кузове EXY10, 1990 – 1995 г.;
- Corsa – седан и хетчбэк 4, 5 поколения в кузовах L40, L50, 1990 – 1998 г.;
- Raum – хетчбэк 1 поколения в кузове Z10, 1997 – 1998 г.;
- Tercel – седан и хетчбэк 4, 5 поколения в кузовах L40, L50, 1990 – 1998 г.;
- Sprinter – универсал 7 поколения в кузове Е100, 1991 – 1998 г.;
- Starlet – хетчбэк 4 и 5 поколения в кузовах NP80, EP82, EP85, NP90, EP91, EP95, 1990 – 1998 г.
Toyota Sera
Поскольку характеристики двигателя не в полной мере удовлетворяли требованиям перечисленных моделей авто, часть из них комплектовалась версиями 5E-FHE.
Регламент обслуживания 5E FE 1,5 л/93 – 110 л. с.
Традиционно для любого силового привода двигатель 5E FE укомплектован деталями и узлами с не одинаковым эксплуатационным ресурсом. Регламент ТО выглядит следующим образом:
- замена моторного масла необходима каждые 15000 пробега, одновременно с этим устанавливается новый масляный фильтр;
- ресурс охлаждающей жидкости ограничен 50000 км, далее ее нужно заменить;
- топливный фильтр подлежит замене после 40000 пробега, а картридж воздушного фильтра обновляется ежегодно;
- ремень ГРМ рекомендуется менять одновременно с помпой ОЖ каждые 50000 км;
- свечи служат в системе зажигания DIS-2 максимум 15000 км или 1 год;
- ресурс АКБ определяется производителем в зависимости от эксплуатационных условий и конструкции батареи;
- картерную вентиляцию обычно прочищают после 20 – 30 тысяч км;
- пробег 50 – 70 тысяч становится критичным для выпускного коллектора, он может прогореть за это время.
Замена ремня ГРМ 5E FE
Пользователями автомобилей Тойота устройство ДВС и его надежность оценены в среднем в +4 балла.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Поскольку мотор 5E FE считается надежным и ресурсным, основными неполадками для него являются:
Плавающие обороты | 1) износ РХХ
2) засорение ДПДЗ 3) проблемы в системе зажигания 4)подсос воздуха |
1) замена регулятора холостого хода
2) прочистка датчика положения дроссельной заслонки 3) диагностика, замена свечей, катушек или высоковольтных проводов |
Мотор глохнет | 1) сбой угла опережения зажигания
2) поломка ДПКВ |
1) регулировка зажигания
2) замена датчика положения коленвала |
Вибрации | 1) выработка подушек
2) износ колец 3) отказ любого цилиндра |
1) замена подушек
2) капремонт 3) замена свечей, форсунок, колец |
Ремонт 5E-FE
Силовой привод 5E-FE легко диагностируется на ошибки, при ТО и ремонте в принципе не возникает никаких проблем.
Варианты тюнинга мотора
Классический атмосферный двигатель 5E FE может увеличить мощность до 150 л. с., если произвести механический тюнинг следующих систем:
- головка блока цилиндров – шлифовка каналов, замена распредвалов аналогами с широкой фазой;
- впускной тракт – фильтр нулевого сопротивления либо индивидуальные дроссели на каждый цилиндр, шлифовка каналов коллектора и выравнивание их длины;
- выпускной тракт – переход на прямоточный паук, установка резонатора, увеличение сечения выхлопа до 61 – 63 мм, глушение датчиков СО.
Тюнинг 5E-FE турбиной
Реже производится перегильзовка для увеличения объема двигателя. Однако такой тюнинг стоит дороже, поскольку придется менять поршневую и шатуны, возможно и коленвал с маховиком. В любом случае замена «мозгов» автомобиля.
Установка турбонаддува на 5E-FE резко снизит эксплуатационный ресурс поршневой. Не рекомендуется нагнетать давление больше 0,5 бар, поэтому экономически турбо для этой версии силового привода не эффективно.
Таким образом, мотор 5E-FE предназначен для среднегабаритных легковых авто производителя Toyota. Существует версия 5E-FHE с доработанным впускным трактом и широкофазными распредвалами, увеличенной степенью сжатия и мощностью.