Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Время прочтения:

Бюджетным автомобилям не полагаются коробки с двумя сцеплениями. Может быть, инженеры АвтоВАЗа руководствовались именно этим правилом, разрабатывая коробку-робота для LADA Priora. Разместить внутри кузова «Приоры» громоздкий и тяжёлый гидротрансформатор

не удавалось, но вазовский «флагман» не может оснащаться только «механикой». В связи с чем, была сконструирована роботизированная трансмиссия, в основе которой лежит МКП ВАЗ-2180 и мехатроник фирмы ZF (Германия). Заметим, что к преселективным роботам DSG бренд ZF отношения не имеет. Но коробки с парным сцеплением в арсенале ZF есть, их закупает компания Porsche.

Зачем АвтоВАЗу «робот»?

Начнём с самого главного: РКП, разработанная в Тольятти в результате сотрудничества с компанией ZF, по стоимости оказалась вдвое дешевле «автомата» Jatco. Гидротрансформаторные АКП японской фирмы устанавливаются в «Гранты» и в «Калины new», но для «Приоры» такой вариант не подходит (почему, было указано выше). Вазовский «робот» устроен просто: узел МКП-2180 дополнен актуаторами сцепления и переключения передач, да ещё датчиком оборотов первичного вала. Всем этим управляет отдельный электронный блок. Роботизированную коробку собирают на самом АвтоВАЗе, что не удивительно: из Германии экспортируются только дополнительные узлы.

И низкая стоимость, и простота эксплуатации трансмиссии – вот основные «плюсы», доступные владельцам автомобилей с вазовской РКП.

Заметим, что коробка «АМТ-2182», о которой здесь идёт речь, является необслуживаемой. Трансмиссионную жидкость, например,  не нужно менять в течение всего периода эксплуатации!

Распространено мнение: «робот» с одиночным сцеплением – это атрибут прошлого. Для таких коробок раньше были характерны рывки при переключении передач, и производители в большинстве своём перешли на использование двойных сцеплений. ВАЗ часто сравнивают с компанией Ford, так вот, американский концерн в своих «роботах» тоже применяет двойное сцепление, и достаточно давно. АвтоВАЗу требовалось создать бюджетное решение, не уступающее более сложным и дорогим аналогам по своим характеристикам. А что получилось в результате, журналисты попытались выяснить в ходе тест-драйва.

Это интересно:  Эксплуатация автономных подогревателей

Как «Приора» с РКП разгоняется от «0» до «100»

Роботизированная трансмиссия в автомобилях Priora агрегируется двигателем 21127, развивающим 106 л.с. Интересно посмотреть, как быстро такой автомобиль сможет разогнаться «до сотни»:

  1. Стартовать будем по-спортивному, то есть, удерживая «тормоз», придётся надавить на «газ», доведя обороты хотя бы до 4000;
  2. Если сделать, как указано выше (селектор переведён в положение «А»), появится едва заметный запах жжёного сцепления. Сразу бросаем «тормоз» – дальше своё дело выполнит «автоматика»;
  3. Сотню км/ч спидометр покажет… через 10,1 секунды после старта.

Управляя автомобилем с любой автоматической коробкой, старайтесь не нажимать на обе педали одновременно. Так можно сделать один раз, чтобы убедиться в том, что реальные динамические характеристики «Приоры с АМТ» оказываются лучше, чем паспортные.

На самом деле, «Приора» с 27-м мотором должна разгоняться до 100 км/час за 11 секунд. Значит, «робот» получился несколько умнее, чем среднестатистический водитель.

Никаких дёрганий в процессе разгона не наблюдается. Калибровкой блока управления занимались инженеры ВАЗ, и не удивительно, что моменты переключения выверены до миллисекунд.

Общее впечатление от управления авто

Спортивный режим в АМТ ВАЗ не предусмотрен, но прошивка имеет некоторую степень интеллектуальности. Исходя из степени нажатия на «газ», коробка поймёт, когда именно водитель хочет ехать быстрее. Время, затрачиваемое на «понимание», то есть на переключение с одного алгоритма на другой, занимает 2-3 секунды.

Итак, мы выяснили, что в действительности программа коробки-робота является адаптивной. Базовый режим, притом, можно назвать «экономичным»: переключение в нём происходит максимально рано. Рывки в данном режиме наблюдать не удастся, однако, паузы между отключением передачи и включением следующей иногда очень заметны. Впрочем, их продолжительность тоже зависит от стиля вождения, и ни от чего больше.

Это интересно:  Блатные автомобильные номера

Управляя автомобилем, оснащённым АМТ-2182, нужно помнить о некоторых особенностях этой коробки:

  • Перед началом движения, устанавливая селектор в положение «A», «тормоз» нужно держать нажатым. Если этого не сделать, на приборной панели появится подсказка. Если же педаль тормоза всё равно оставить отпущенной, автоматически включится нейтральная передача;
  • На селекторе нет режима «P», есть только «A» (движение вперёд), «R» (назад), «N» и «M». На стоянке можно заглушить двигатель, переведя трансмиссию в режим «A»;
  • Совершая короткие остановки, есть смысл не глушить двигатель, а включать нейтральную передачу, не отпуская при этом педаль тормоза.

У АвтоВАЗа недавно появился ещё более мощный, чем 21127, серийный силовой агрегат. «Приору» с ним уже выпускают, а вот прошивка РКП под новый двигатель «не заточена».

Известно, что АМТ-2182 станет основой комплектаций таких авто, как «Гранта» и «новая Лада Калина». Но подгонка прошивки РКП должна быть выполнена не только под тот или иной ДВС, но и под автомобиль в целом. Процесс этой подгонки завершится в следующем году.

Видео тест-драйв

(1 голос, среднее: 4 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *