Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Время прочтения:

Подавляющая часть современных коробок «автомат» работает в комплексе с устройством, называемым гидротрансформатором. Этот механизм является переходным и передаёт кручение от валов двигателя на валы коробки передач. Многие ошибочно полагают, что гидротрансформатор – это составляющая коробки. На самом деле данное устройство является самостоятельным, но без него работа АКПП просто невозможна. Более подробно именно о конструкции и принципах работы гидротрансформаторов поговорим в приведённой ниже статье.

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Идея автоматического переключения передач на автомобилях с механической коробкой появилась сразу же после их появления, в начале 20 века. Первые АКПП были созданы в те же года и работали на основе сервоприводов, которые, к слову, были не особо удобными для автоматизации процесса перемены передач. Заменить их пришли гидравлические устройства, называемые гидромуфтами.

Первый подобный механизм появился в 1902 году и спустя 5 лет был установлен в конструкцию скоростного судна. Позднее, а именно в 1928 году, гидромуфта была успешно встроена в трансмиссию автобуса, после чего и — в автомобиль. Компании Дженерал Моторс и Крайслер в период с 1945 по 1980 года качественно улучшили конструкцию гидромуфты, что спровоцировало появление узла с новым названием – гидротрансформатор. Именно этим механизмом стали оснащаться всем выпускаемые АКПП, и инженеры работали лишь над его улучшением.

Гидротрансформатор коробки «автомат» — это аналог сцепления механической КПП, который работает в автоматическом режиме. Сегодня данное гидромеханическое устройство выполняет три основные функции:

  • Первая – передаёт вращение от вала двигателя в механизм АКПП;
  • Вторая – смягчает передачу вращения под тот лад, при котором коробка способна его принимать без проблем для себя (то есть, гидротрансформатор бережёт автомат при резких уменьшениях и увеличениях оборотов работающего мотора);
  • И третья – нормализует подачу вращательного движения на коробку при разгоне (необходимо это для того, чтобы «гасить» двойное увеличение вращения, передаваемого от мотора на последующие валы).

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Современные гидротрансформаторы АКПП пусть и считаются отдельными узлами от планетарного ряда (коробки), но работать без него самостоятельно не смогут. Связано это с тем, что данный механизм и гидроблок АКПП (гидроплита) неразрывно связаны. Связь у них, к слову, очень простая – второй передаёт первому нужное количество трансмиссионной жидкости, без чего просто невозможно функционирование гидротрансформатора.

Это интересно:  Технические характеристики MR20DE 2,0 л/140 л. с.

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Конструкция устройства также не особо сложная и представляет собой мельницу, одни лопасти которой вращаются из-за соединения с двигателем, а другие регулируют вращение при помощи гидравлического давления масла, имеющегося в механизме. Работа гидротрансформатора важна для коробки лишь при скорости движения машины до 60-80 км/ч, поэтому при достижении данной скорости все лопасти механизма блокируются в единое целое, после чего вращение передаётся к коробе напрямую. Отметим, что именно в блокировке гидротрансформатора гидроблок АКПП играет немаловажную роль, поэтому функционирование этих элементов автомата недопустимо к разделению.

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Типовые неисправности гидротрансформатора

Рассмотрев принцип работы гидротрансформатора, каждый мог понять, что данный механизм нагружен лишь при разгоне машины до некоторой скорости. В эти моменты гидромеханическое устройство потребляет получаемую энергию от мотора на раскручивание регулирующих лопастей, тем самым снижая КПД его работы до 80-85 %. Именно в этот момент своего функционирования, элементы гидротрансформатора испытывают колоссальные нагрузки и быстро изнашиваются.

Условно, поломки гидромеханического механизма можно разделить на две большие группы:

  • Износ и выход из строя составляющих самого гидротрансформатора;
  • Неисправности контактирующей с ним гидроблочной плиты.

Стоит отметить, что гидротрансформатор в отличие от гидроблока является неразборным узлом и, соответственно, неремонтируемым. Несмотря на это, в авторемонтной сфере принято просто срезать сварочный шов, соединяющий две половины механизма, ремонтировать его и проводить обратную сварку. Зачастую с гидротрансформатором случается одна из следующих неисправностей:

  • Износ фрикционов;
  • Расшатывание или износ входных и выходных валов;
  • Забивание или износ каналов подачи масла, что провоцирует перегрев устройства.

Реже встречаются проблемы с более мелкими составляющими устройства (накладками, сальниками, уплотнителями), которые особых сложностей в ремонт гидротрансформатора АКПП не вносят.

Помимо этого, в работе всей автоматической коробки передач, в частности и в функционировании гидротрансформатора, немаловажен гидроблок. Гидравлическая плита чаще всего имеет поломки по типу:

  • Забитости гидрофильтра или каналов подачи масла;
  • Неисправности соленоидов и датчиков, ответственных за подачу смазки в гидротрансформатор;
  • Некорректной работы масляного насоса.

Любые неисправности гидротрансформатора АКПП и гидроблока проявляются в виде трёх основных симптомов: перегрев данных узлов, вибрация и некорректная работа коробки. Появление таких признаков требует от автомобилиста принятия некоторых мер, так как в ремонте быстро убиваемого автомата важна скорость, и медлить при его организации нельзя.

Это интересно:  Назначение и конструкция ручной тали

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Ремонт гидротрансформатора и гидроблока

Как было выяснено выше, неисправности гидротрансформатора могут спровоцировать как ремонт именно этого механизма, так и починку гидроблока АКПП. Сразу отметим, что данные процедуры желательно доверить профессионалам, но если конкретно у вас имеется желание отремонтировать коробку своей машины собственноручно, то делать это нужно с умом. Как минимум, при ремонте трансформатора следует придерживаться следующего порядка:

  1. В первую очередь, нужно осуществить диагностику и, при необходимости, ремонт гидроблока АКПП. Для этого достаточно:
    1. Демонтировать гидроблочную плиту с коробки;
    2. Разобрать её;
    3. Продуть все каналы;
    4. Проверить целостность составляющих гидроблока;
    5. «Прозвонить» все соленоиды.

    Неисправности не выявлены? Тогда придётся разрезать гидротрансформатор. В ином случае все неполадки с гидроблоком следует устранить и проверить, нормализуется ли работа АКПП или нет. Если ответ отрицательный, то приступаем к следующему шагу;

  2. Допустим, разборка и промывка гидроблока АКПП ничего не дала. Что делать дальше? Естественно, проводить ремонт гидротрансформатора. Для этого придётся:
    • Отсоединить механизм от коробки;
    • Снять его с автомобиля;
    • Аккуратно, неглубоко разрезать сварочный шов между половинками гидротрансформатора;
    • Разобрать внутреннюю конструкцию механизма;
    • Проверить состояние всех элементов гидротрансформатора, если требуется – заменить;
    • Продуть все каналы подачи масла и проверить стабильность кручения фрикционов валов.

    После этого проводится сбор устройства в единое целое и обратная сварка половинок.

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Если эффекта собственноручный ремонт не принёс, то стоит задуматься об обращении к профессионалам или поискать поломки в других составляющих АКПП. В любом случае, при решении чинить коробку «автомат» своими руками следует:

  • Подготовить весь необходимый инструмент и место для ремонта;
  • Слить всё масло с коробки и дать ей остыть после работы;
  • Приобрести требуемые запчасти.

Не забывайте, что реально эффективный ремонт гидротрансформатора или гидроблока возможен только при грамотном подходе к проведению данной операции, поэтому в организации ремонтных работы важно подходить с должным уровнем ответственности и неплохим уровнем знаний.

Пожалуй, на этом повествование об устройстве и ремонте гидротрансформатора можно заканчивать. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в ремонте авто и на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *