Правильно заряжаем гелевый аккумулятор самостоятельно
Гелевые аккумуляторы технология не новая, однако стремительно набирающая популярность во втором десятилетии этого века на потребительском рынке. Не смотря на существенную дороговизну в сравнение с обычными АКБ на жидком электролите, преимущества, в виде долгого срока службы, использования в условиях низких температур, а также устойчивости к глубокой разрядке, не редко заставляют сделать выбор в пользу «младших братьев». В связи с этим возникают вопросы:
- можно ли и как правильно зарядить гелевый аккумулятор и не «убить» его раньше истечения гарантированного срока службы?
- какие зарядные условия подойдут для такой операции?
- обслуживаются ли гелевые аккумуляторы, и есть ли возможность вернуть им былые характеристики после длительного износа или неправильной эксплуатации?
Обо всем по порядку в этой статье.
Содержание статьи
Какое зарядное устройство выбрать?
На рынке присутствует множество устройств специально предназначенных для гелевых АКБ. Они представлены в широком ценовом и качественном диапазоне.Перечислять цены и бренды не имеет смысла, каждый месяц появляются новые модели и эта информация недолго будет актуальной. Озадачившись, каждый легко подберет вариант по своим запросам и состоянию кошелька. Рассмотрим два варианта.
- Обычное ЗУ с регулировкой силы тока и напряжения. В этом случае вам придется контролировать процесс зарядки «от и до». Поскольку в процессе заряда аккумулятора напряжение будет расти, то время от времени придется снижать значение силы тока, чтобы не допустить превышения значения cycle use.
- Специальное ЗУ для гелевых АКБ. Это устройство избавит от необходимости непрерывного мониторинга за процессом, если:
- есть возможность установить ток заряда;
- в устройстве есть функция температурной компенсации;
- диапазон рабочих температур достаточно широк;
- устройство может заряжать АКБ автоматически в несколько стадий.
Зачем это нужно?
В автоматическом режиме устройство на каждом этапе самостоятельно замеряет силу и тока и напряжение, после чего корректирует их в соответствии с оптимальными значениями, таким образом вы никогда не превысите максимальное напряжение. В процессе зарядки аккумулятор в любом случае будет нагреваться, устройство приостановит процесс и после того, как АКБ остынет до нужной температуры, возобновит его.
Широкий диапазон рабочих температур позволит проводить зарядку как дома, так и вне его, например в гараже или на балконе в разное время года. По достижении нужного заряда аккумулятора, устройство само прекратит работу. Эти функции делают процесс зарядки более безопасным и удобным для пользователя.
На какие особенности обратить внимание
Как и любой другой аккумулятор, гелевый также нуждается в периодической подзарядке по нескольким причинам:
- Это основной источник питания в вашем устройстве;
- АКБ долго не используется и происходит саморазряд;
- по каким-то причинам произошел глубокий разряд (неисправность генератора, низкие температуры и т.п.).
На корпусе АКБ либо в документации обязательно нужно найти три «волшебные» характеристики:
- cycle use — это максимальное значение напряжения при зарядке аккумулятора зарядным устройством;
- standby use — это значение напряжения, которое подается в режиме ожидания для корректной работы АКБ.
- max initial current — максимально допустимый ток зарядки (не путать с рабочим током).
Особенность зарядки гелевых аккумуляторов в том, что вместо обычного жидкого электролита, в них используется специальный гель (тот же электролит, но сгущенный для лучшего обволакивания пластин и повышения характеристик), и когда подается напряжение, даже на десятые доли превышающее максимальное, начинается процесс плавления носителя и необратимой потери им своих качеств. Емкость будет снижаться и не восстановится, потому что гель обратно не загустеет.
Как правильно производить зарядку
С использованием специального зарядника:
- подключаем зарядное устройство, соблюдая полярность, к аккумулятору;
- если требуется, согласно инструкции выставляем значения напряжения и силы тока для вашей модели;
- запускаем процесс и забываем про него до сигнала об окончании зарядки.
При помощи зарядного устройства с регулировкой тока:
- Па зарядном устройстве выставляем напряжение чуть меньше, чем cycle use (standby use, если это плановая подзарядка) и силу тока ноль.
- Подключаем ЗУ, соблюдая полярность, к АКБ;
- Выставляем рабочую силу тока, которая обычно составляет от 10 до 30 % от емкости аккумулятора (в зависимости от того, насколько быстро вы хотите зарядить его), но не более значения max initial current (10% для плановой подзарядки);
Важно: некоторые специалисты рекомендуют изначально выставлять низкое значение рабочего тока, чтобы избежать перегрева и перезаряда. Время зарядки увеличивается в несколько раз, но отпадает необходимость постоянно следить за процессом.
- Наблюдаем за напряжением, по мере накопления заряда и повышения температуры оно будет расти, нельзя допускать превышения начальных показателей, для этого следует уменьшить силу тока;
- По истечение 10-12 часов аккумулятор зарядится. Чтобы оценить сколько часов потребуется, достаточно разделить емкость АКБ в ампер-часах на величину рабочего тока в амперах (например, аккумулятор емкостью 30 AH будет заряжаться током 1 А около 30 часов).
По сути этим и ограничивается зарядка и обслуживание, причём данные методы подходят и для герметичных АКБ. Однако отдельно стоит рассмотреть вопрос как GEL батареи оживить.
Полезное видео
Можете воспользоваться данным видео и при самостоятельной зарядке, и при выборе зарядного устройства, imax B6 — весьма популярное и многофункциональное ЗУ.
Обслуживание и восстановление своими руками
В большинстве случаев гелевые аккумуляторы поставляются необслуживаемыми. Это, конечно, не означает, что нельзя попробовать такую батарею реанимировать. В первую очередь нужно определить причину по которой аккумулятор потерял емкость и не выдает нужного напряжения.
- Вздутые аккумуляторы можно смело (и даже нужно!) утилизировать.Гель с электролитом в них отслоился от пластин, восстановлению они не подлежат. Определяется это невооруженным глазом.
- Сложнее определить разрушение аккумулятора изнутри. Вследствие долгого воздействия высоких температур, либо перезаряда, изнашиваются стекловолокно, электролит и сами свинцовые пластины.
- Иногда достаточно потрясти батарею и, если что-то внутри трясется и болтается, то наиболее вероятно, что путь ее окончен, но для уверенности можно открыть крышку, снять колпачки и убедиться в этом визуально.
- Если же все внутренности в порядке, а произошло лишь подсыхание гелевого слоя (это происходит из-за выкипания воды в электролите, конструкция клапанов таких аккумуляторов подразумевает сбрасывание излишков газа), то шанс восстановления все-таки есть.
Хоть в гелевых аккумуляторах и нет электролита в жидком виде и его разгерметизация относительно безопасна, стоит помнить об элементарных мерах предосторожности и технике безопасности в виду токсичности некоторых материалов, из которых они состоят.
Сначала нужно долить в аккумулятор дистиллированную воду, чтобы увлажнить гель:
- снимаем пластиковую крышку;
- извлекаем резиновые клапаны-колпачки;
- доливаем обычным одноразовым шприцем в каждый отсек по два куба дистиллированной воды (если приобрести эту жидкость в аптеке, есть шанс, что она окажется не обычной водой из под крана, а именно дистиллированной);
- по истечение нескольких часов, вода должна слегка покрывать поверхность пластин, гель и диэлектрик находиться во влажном состоянии, при необходимости следует либо добавить воды, либо удалить излишки (это можно сделать тем же шприцем);
- достигнув искомой влажности содержимого АКБ, устанавливаем назад колпачки, сверху жестко крепим пластиковую крышку (дополнительно можно зафиксировать клеем).
После выполнения этих процедур аккумулятор уже должен «ожить» и показать более высокое напряжение на клеммах. Закрепить успех необходимо обычной зарядкой, описанной в предыдущем пункте.
Небольшой нюанс
Скорее всего глубоко разряженный аккумулятор будет плохо принимать ток, и если в течение нескольких часов после начала зарядки поток не вырастет, напряжение можно увеличить до 20 В.
Важно! В это время необходимо неотрывно следить за процессом, чтобы когда ток пойдет успеть уменьшить напряжение до cycle use. В противном случае на этот раз вы потеряете аккумулятор уже безвозвратно!
Далее зарядку проводим в обычном порядке.
Может случиться, что батарея потеряла емкость слишком сильно и однократной зарядки окажется недостаточно для восстановления первоначальных характеристик, тогда потребуется применить циклическую зарядку.
Циклическая зарядка подразумевает то, что мы сперва заряжаем, а потом разряжаем аккумулятор. Такие циклы повторяются от трех до пяти раз, причем в первые циклы рекомендуется заряжать высоким напряжением (до 30 В), с понижением до минимального в последние. Разряжать АКБ наоборот нужно малой нагрузкой (подойдет лампочка мощностью 5-10 Вт).
Если такой метод ремонта аккумулятора не удался, тогда следует приобрести новый, а этот отнести в пункт приема металлолома (там их принимают по неплохой цене).
В заключение отмечу, что за всеми преимуществами гелевых АКБ перед своими «жидкими» собратьями, их стоимость остается существенным недостатком для среднего обывателя. И если уж вы оказались счастливым обладателем такого аккумулятора, то следует внимательнее и аккуратней подходить к его зарядке и вообще эксплуатации, чтобы он честно отработал свои гарантированные 10-12 лет службы.