Особенности мото аккумуляторов
Удачная покупка и грамотное обслуживание аккумулятора поможет обеспечить комфортный запуск и уверенность при езде на мотоцикле. Купить аккумулятор может каждый, а правильно выбрать не все. В этой статье мы расскажем вам как выбрать и правильно обращаться с аккумуляторной батареей.
Давно прошли те времена, когда мотоцикл заводили только с помощью кикстартера. Большинство современных мотоциклистов предпочитают комфорт, и как следствие используют электростартер приводимый в движение аккумулятором.
Содержание статьи
Отличия АКБ для мотоциклов
Большую долю стартерных аккумуляторов составляют автомобильные и мотоциклетные АКБ. Существуют также специфические стартерные аккумуляторы для спецтехники.
Размеры, емкость и пусковой ток автомобильных АКБ соответственно больше, чем у мотоциклетных, но вот напряжение у авто и мото аккумуляторов в большинстве случаев одинаковое — по 12 вольт.
В настоящее время 6-вольтовые батареи — скорее исключение, они устанавливаются исключительно на старые модели мотоциклов и маломощные скутеры.
Бортовой сети грузовиков обычно требуется напряжение 24 вольта, в этом случае ставят две батареи по 12 вольт и соединяют их последовательно. Чаще всего на автомобили устанавливают аккумуляторы в WET вариантах изготовления. Это обычные свинцово-кислотные необслуживаемые герметизированные аккумуляторы с регулирующим клапаном и отсутствием откручиваемых пробок.
Виды мотоциклетных аккумуляторов
Аккумуляторы для мотоциклов изготавливаются тех же типов, что и автомобильные. Отличаются от автомобильных размерами, емкостью и пусковым током. Емкость большинства мотоциклетных аккумуляторов составляет от 2,3 до 30 Ач. Все они свинцово-кислотные, в разных вариантах изготовления. Другие виды не столь популярны.
Основных видов три: это GEL, AGM и WET аккумуляторы.
Гелевые аккумуляторы для мотоцикла
В аккумуляторах с аббревиатурой GEL применяется электролит из серной кислоты в виде геля с содержанием кремния, он не требует обслуживания и очень надежен в эксплуатации. При небольших механических повреждениях гель из него не вытекает наружу. Отличается долгим сроком службы (до 10-12 лет), выдерживая от 600 до 800 циклов разряда-заряда.
Обладают рядом отличительных достоинств:
- выдерживают большое количество циклов разряда-заряда
- после полной разрядки способны полностью восстановить емкость
- эффективно крутят стартер мотоцикла без потери емкости, даже если не полностью заряжены
- разрушение пластин не происходит даже в разряженном состоянии
- можно использовать не только вертикально, но и во всех других положениях
К недостаткам относится достаточно высокая стоимость, а также возможность растворения геля под действием высоких температур. Капризны при подзарядке и требуют стабильного напряжения и тока.
AGM батареи
По технологии AGM сернокислотный электролит адсорбирован в специальные стекловолоконные маты, которое окружают свинцовые электроды. Очень надёжные, имеющие хорошие электрические характеристики и обладающие высокой стабильностью аккумуляторы. Срок эксплуатации от 5 до 10 лет. Стоимость несколько ниже, чем у гелевых.
В качестве плюсов можно перечислить следующее:
- не выкипает электролит и нет необходимости в его доливке
- хорошая термостойкость
- устойчивость к глубокому разряду
- маленькое внутренние сопротивление
- возможность монтажа и эксплуатации в горизонтальном положении
- устойчивы к вибрации
К минусам можно отнести плохое восприятие скачков напряжения и соответственно, заряжать необходимо зарядным устройством с очень стабильным напряжением.
Сухозаряженные АКБ
Особенностью WET батарей для мотоциклов, является то, что они часто выпускаются и продаются в сухозаряженном исполнении, и требуют заливки электролита перед эксплуатацией. Изготавливаются по традиционной технологии для эксплуатации с жидким кислотным электролитом.
- Основное достоинство — невысокая стоимость.
- Обладают такими же недостатками, что и автомобильные кислотные (WET) аккумуляторы.
- Срок эксплуатации меньше чем у GEL и AGM, но достигает пяти лет.
Требуется регулярная проверка уровня электролита и его доливка при необходимости, если батарея обслуживаемая. Нельзя сильно разряжать и тем более оставлять в таком состоянии. Иначе сульфируются пластины и срок службы аккумулятора резко сокращается.
EFB мото аккумуляторы
Технология EFB — это более толстые, по сравнению с обычными кислотными батареями, аккумуляторы. В них пластины, помещены в пленку из микро волокна. Пластины всегда увлажнены и имеют возможность удерживать большой заряд.
Это позволило увеличить число циклов разряда-заряда батареи. Обладают хорошей устойчивостью к сильной разрядке. Они дешевле чем AGM аккумуляторы. Но и при равной емкости имеют больший размер. Идеально подходят для езды с функцией «старт-стоп».
Литиевый аккумулятор для мотоцикла
Сравнительно недавно появились Li — Ion или литиевые аккумуляторы для мотоциклов, и они обладают рядом преимуществ:
- малый вес по сравнению с другими типами
- короткое время заряжания
- большой срок службы, около 2000 циклов заряда-разряда
- экологически чистые
- не требуют обслуживания
Большого распространения пока не получили. Используются в мотоспорте. К недостаткам можно отнести высокую стоимость, пожароопасность, боязнь холода и капризность при зарядке.
Особенности обслуживания
Некоторые WET батареи продаются сухозаряженными и требуют подготовки перед эксплуатацией. В комплект продажи таких батарей должна входить емкость с электролитом в виде кассеты. Подготовка заключается в следующем:
- Снять защитную пленку с пробок батареи
- Снять с емкости электролита пробку, изготовленную в виде планки
- Перевернуть кассету с электролитом, совместить ее отверстия с аккумуляторными и вставить в них. Надавить на кассету и залить электролит в аккумулятор
- Заполнив аккумулятор необходимо выждать 3-4 часа, чтобы пластины аккумулятора пропитались. Температура батареи должна быть комнатной, т.е. примерно 20℃. При низких температурах лучше подождать дольше
- Батарея практически готова к эксплуатации. Но зарядка аккумулятора составит около 80% от требуемой.
По неписаному правилу, перед первым использованием лучше зарядить батарею любого типа. Самым безопасным способом, т.е. медленной зарядкой постоянным током в 1/10 от номинальной емкости. Время зарядки примерно 10 часов. Затем следует дать отстоятся примерно минут 30. Напряжение на клеммах должно быть не мене 12,5 вольт.
ВНИМАНИЕ! Зарядка должна проводиться в проветриваемом помещении вдали от источника огня.
Периодическое обслуживание не составляет сложности:
- Чистить и протирать саму батарею, особенное внимание уделять клеммам. Следить за надежностью крепления аккумулятора и наконечников проводов.
- Отверстия для отвода газов должны быть всегда свободными, засорение приводит к скоплению газов, и деформации или повреждению корпуса.
- В обслуживаемых батареях желательно хотя бы раз в месяц проверять уровень электролита. При недостаточном уровне необходимо доливать дистиллированную воду.
Нельзя повышать уровень, доливая электролит или кислоту!
- Если приходится часто доливать воду, следует проверить зарядное напряжения мотоцикла. При заведенном двигателе и включённых световых приборах напряжение должно быть 13-14,2 вольт. Периодический контроль напряжения зарядки требуется для всех типов батарей.
- Необходимо следить за плотностью электролита в обслуживаемых АКБ. В необслуживаемых надо обращать внимание на цветовые индикаторы.
- Аккумуляторы всех типов периодически следует подзаряжать с помощью зарядного устройства. Сигнализация, часы и мото электроника потребляют энергию при стоянке и в поездках, особенно с включенными световыми приборами, заряд батарей может не восстанавливаться полностью.
Для длительного хранения, аккумулятор следует извлечь и полностью зарядить. При хранении необходимо заряжать его раз в два месяца. Температура хранения комнатная, жара и холод не рекомендуется.
ВАЖНО! Не допускать хранения не полностью заряженных батарей, особенно при отрицательных температурах. Происходит сульфация пластин и аккумулятор выходит из строя.
Обычные WET можно подзаряжать ЗУ для автомобилей, выставив соответствующий ток. Для AGM и GEL требуются специальные зарядные устройства, обеспечивающие стабильное напряжение и ток, и автоматическое отключение при полном заряде.
Как выбирать мотоциклетный аккумулятор
Выбирая аккумулятор необходимо руководствоваться следующими критериями:
- он должен быть простым в эксплуатации
- подходить по размеру
- быть долговечным
- эксплуатация должна быть безопасной
Самый быстрый способ определить, какая батарея необходима, это воспользоваться сервисной книжкой. В ней всегда указаны типы аккумуляторных батарей (с характеристиками), которые устанавливаются на данную мототехнику. Производители аккумуляторов, в свою очередь часто рекомендуют, на какую технику устанавливаются изделия.
Полезное видео:
В ролике рассказано как выбирать мото аккумулятор
Выбирать самостоятельно, рекомендуется учитывая следующее:
- Необходимая и достаточная емкость. Большой объем двигателя требует высокую емкость батареи. Аккумулятору малой емкости не хватит сил для запуска мощного двигателя. Большая батарея для маленького мотора это и переплата, и возможность недостаточного заряжания во время эксплуатации.
- Величина пускового тока. Аналогично выбору емкости. Следует учитывать некоторый запас при эксплуатации в холодных условиях.
- Корпус батареи и габариты должны соответствовать штатному месту для ее установки. Лишь в этом случае вы сможете подключить клеммы и надёжно закрепить АКБ. Необходимо помнить, что WET устанавливают в вертикальном положении и используют для спокойной езды.
- Спортивная мототехника выполняющая прыжки, подвергающаяся сильной вибрации и встряскам требует установки AGM и гелевых батарей.
- Конструкция и расположение клемм должны соответствовать модели мототехники
- Тип аккумулятора. Зависит от того, сколько вам не жалко потратить на своего друга. При прочих равных условиях лучше купить AGM или GEL.
Рейтинг лучших моделей
Популярными у мотоциклистов являются проверенные временем фирменные и некоторые недорогие отечественные аккумуляторы, такие как Bosch, Varta, Banner, Exide и TYUMEN BATTERY.
Bosch (Бош) выпускает батареи мотоциклов трех типов:
- WET — M4 Fresh Pack. Сухозаряженный, продаётся с электролитом для заливки. Немецкое качество обычного кислотного аккумулятора при приемлемой цене.
- AGM — Bosch M6 AGM. У этих моделей отличная герметичность и стойкость к вибрации.
- Гель — Bosch M6 Gel. Премиальная серия для мотоциклов, могут использоваться при эксплуатации в сложных условиях.
Varta (Варта) предлагает для скутеров и мотоциклов 60 моделей аккумуляторов различных типов серии Powersports:
- WET — Powersports Freshpack. Сухозаряженные, поставляются вместе с электролитом. Обладают лучшими показателями для данного типа батарей.
- AGM – Powersports agm. Необслуживаемые, самые надежные аккумуляторы.
- Гель — Powersports GEL. Идеальны для использования в кроссовых и туристических мотоциклах.
Banner. Австрийцы для мото выпускают батареи серия Bike Bull. Это и обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, а также типа AGM и гелевые, которые можно использовать для мотоциклов в тяжелых условиях эксплуатации.
- WET — Bike Bull на 6В. Маленький надежный аккумулятор емкостью 4 Ач.
- AGM — Bike Bull на 12В и 3Ач
- AGM — Bike Bull AGM PROfessional на 12В и 8Ач;
- Гель — Bike Bull GEL на 12В и 3Ач.
Exide производит для мототехники батареи серии байк:
- WET — Bike Стандартные на 6 и 12 вольт. Обладают отличным пусковым током.
- AGM — Bike Необслуживаемые 12 вольт. Обеспечивают надежность и безопасность эксплуатации в самых экстремальных режимах.
- Гель — Bike GEL герметичные 12 вольт. Гарантирует стабильный легкий запуск, невзирая на тяжелые эксплуатационные условия.
TYUMEN BATTERY выпускает недорогие аккумуляторы для мотоциклов, двух типов:
- WET – моделей 3МТ-8 и 3МТС-18 на 6, Лидер на 12 вольт. Характеризуются лучшим соотношением параметров и стоимости.
- AGM – модель 6МТС-7. Обладает достоинствами AGM батареи при приемлемой стоимости.
Это очень маленькая выборка из аккумуляторов, которые выпускаются и продаются для мотоциклов и скутеров. Все производители аккумуляторных батарей имеют множество решений для мототехники.
Удачный выбор, своевременное и внимательное обслуживание аккумуляторной батареи позволит вам эксплуатировать ее долго. Легко и просто будет запустить двигатель, и наслаждаться ездой на мотоцикле или скутере.