Можно ли самому восстановить аккумулятор ноутбука?

Время прочтения:

Рано или поздно каждый пользователь сталкивается с ситуацией, когда аккумулятор от его устройства становится полностью или частично не пригодным к использованию. Самый простой вариант решения проблемы – приобрести новый зарядный элемент.

К сожалению, аккумуляторы стоят достаточно дорого, поэтому пользователи часто прибегают к восстановлению устройства своими силами. Подробная методика и будет рассматриваться в этой статье.

Содержание статьи

Пошаговая инструкция по восстановлению аккумулятора ноутбука

Прежде всего, вам важно осознать то, что любые действия, предпринятые по отношению к зарядному элементу, могут повлечь за собой полный отказ устройства от работы. Это вызвано тем, что при стороннем вмешательстве блокируется контролер, отвечающий за подзарядку. В связи с этим желательно заменять батарею полностью либо делать исключительно калибровку.

Способ 1: Калибровка аккумулятора

Это, наверное, самый простой метод восстановления работоспособности батареи, но с его помощью можно значительно улучшить скорость заряда и продлить время жизни аккумулятора. В интернете представлено множество утилит, специализирующихся на калибровке.

Наиболее популярные представители: Battery Eater, BatteryCare, Battery Optimizer. При использовании любого из этих приложений вы заметите результат буквально в течение пары минут.

Программы анализируют состояние батареи и подбирают наиболее оптимальный режим для ее работы.

Способ 2: Ручная подзарядка ячеек

Использование этого метода связано со значительным риском привести батарею в полную непригодность. Чаще всего его используют в том случае, если зарядный элемент не видит компьютер.

Для осуществления зарядки необходим прибор, который называется iMax.

Именно с его помощью вы сможете вернуть аккумулятору то состояние, которое было еще при приобретении устройства, ну, или же, привести его в полную непригодность.

  1. Убедитесь в том, что котроллер на устройстве работает. Для этого вам потребуется раскрутить аккумулятор и использовать мультиметр.
  2. Проведите зрительный анализ работоспособности. Убедитесь, что все чипы припаяны и нет никаких темных пятен. При обнаружении какой-либо неисправности можно быть смело уверенными, что проблема кроется в контроллере.
  3. Эту же процедуру можно сделать и более простым способом. Необходимо присоединить к самым дальним контактам медный шнур и выяснить напряжение мильтиметром.
  4. Если контроллер не поддается самостоятельной починке, то однозначно придется приобретать новую батарею.

Проверьте работоспособность ячеек. Для этого вам понадобится тестер. Раскрутите корпус и найдите отдельные элементы, похожие на простые батарейки. С помощью ранее используемого прибора выясните силу напряжения для каждой пары.

Если вдруг какие-то элементы не активны, их достаточно будет заменить для возвращения работоспособности аккумулятора.

Для того чтобы произвести заряд устройства от iMax его потребуется присоединить с помощью специального балансировочного шнура. Остальная проводка прикрепляется к дорожке или же напрямую к плате.

Положительный кабель соединяется с соответствующим полюсом, после чего запускается iMax и согласно заряду прикрепляются клеммы с контактами. Для простоты этого шага клеммы сделали разной расцветки.

  1. Перейдите в основное меню устройства и зайдите в блок «User Set Program».
  2. Обязательно удостоверьтесь в том, что аккумулятор подходит по настройкам к iMax.
  3. Откройте основное окно, подберите необходимый режим и кликните на пункт «Start».
  4. Обязательно задайте количество ячеек, имеющихся в батарее.
  5. Перейдите в раздел Balance и кликните на надпись «Start» для запуска процедуры проверки работоспособности аккумулятора.
  6. Все что вам осталось – дать согласие на осуществление зарядки и дождаться окончания процедуры восстановления.

Проверьте устройство, выяснив его напряжение. При корректной работе значение должно приравниваться к номинальной мощности. Подключите аккумулятор и убедитесь, что ноутбук смог его обнаружить.

Способ 3: Ручная замена ячеек

В том случае, если какая-либо ячейка пришла в непригодность, и предыдущий метод не дал результата, вам потребуется собственноручно поменять нерабочую составляющую. Ее можно купить в специальных магазинах или просто достать из неиспользуемого аккумулятора.

Самое главное, на что следует обратить внимание – мощность новых ячеек. Она не должна отличаться от других используемых элементов.

  1. Для замены ячейки в первую очередь требуется изъять ее из сети. Обычно для этого достаточно простого паяльника.
  2. Даже если в паре не работает только один элемент, рекомендуется заменить оба, даже тот, который не вызывает никаких беспокойств.
  3. Подсоедините новые батареи и соедините цепь, обязательно убедившись в правильности подключения с помощью мультиметра.
  4. Выполните действия описанные во втором способе, для того чтобы откалибровать ячейки и на этом процедуру восстановления можно будет считать законченной.

При выполнении всех этих действий, как уже упоминалось ранее, может быть поврежден контроллер.

Для того чтобы вернуть его работоспособность используется специальный софт, найти который можно на ресурсах производителей или программа Battery EEPROM Works.

Но обычно использовать эти приложения могут только люди близко связанные с электроникой, так как простому пользователю освоить подобный софт будет крайне проблематично.

Самостоятельно починить аккумулятор от ноутбука можно, но присутствуют весьма существенные риски, что не всегда оправданно. Согласитесь, слабо работающая батарея все-таки лучше, чем вовсе заблокированная.

Методы ремонта

Если ноутбуком пользовались бережно и осторожно, в его комплектующие не закрался заводской брак или случайная поломка, зачастую первым из строя выходит аккумулятор. Это очень неприятная проблема, так как теряется важнейшее достоинство устройства – его мобильность. Поэтому ниже мы посмотрим, как продлить жизнь аккумулятора, и узнаем, можно ли его восстановить.

Так или иначе, батарея ноутбука со временем перестанет держать заряд – таков принцип ее работы.

Но пользователь может максимально продлить время службы аккумулятора следующим образом:

  • не держите батарею долгое время разряженной или заряженной наполовину; лучше, если она подзарядится полностью;
  • подключайте питание, когда индикатор заряда опустился ниже 40%;
  • соблюдайте температурный режим – в идеале не ниже 5 и на выше 25 градусов тепла;
  • не допускайте перегрева батареи – при необходимости воспользуйтесь охлаждающей подставкой.

Если есть возможность поработать с подключением к электросети – так и сделайте. У каждой батареи есть определенное число циклов зарядки, после которых ее будет необходимо заменить. При чем неважно, разряжен ли аккумулятор до конца или наполовину.

Поэтому уменьшение количества циклов продлит время работы батареи. Обычные Li-Ion батареи рассчитаны примерно на 300 циклов и могут потребовать замены уже через год, но существуют и более приятные альтернативы.

Так, макбуки и некоторая другая техника от Apple перешла на батареи типа Li-Pol с 1000 циклов и куда более долгим сроком службы.

Вопреки расхожему мнения, вернуть батарее часть былой работоспособности можно, при чем даже без малейших знаний физики либо электроники.

Для начала следует отыскать модель вашего ноутбука на официальном сайте компании, а после скачать инструкцию “из коробки” и прочитать ее.

Сделать это следует потому, что некоторые производители создают специальный софт для восстановления батареи и даже советуют время от времени запускать процесс рекалибровки. Яркий пример – ноутбуки серии Fujitsu Amilo.

Если вам не повезло, можно взять в руки паяльник и поэкспериментировать. Но сперва батарею необходимо освободить от корпуса, осторожно разрезав его в месте склейки.

До этого очень желательно, чтобы она была полностью разряжена. Далее нам потребуется автомобильная лампочка на 21 Ватт с двумя подсоединенными к ней проводами и мультиметр.

Считаем число элементов в батарее, умножаем на 3,7 (для Li-ion) и получаем номинальное напряжение.

Припаиваем конструкцию с лампой к крайним выводам элементов питания. Мультиметром измеряем напряжение. Если результат выше номинального, но от аккумулятора ноутбук не работает – требуется ремонт контроллера батареи.

Если напряжение ниже, нужно будет измерить его отдельно на каждом элементе, отмечая те, где значения опустятся ниже 3,2. После к каждому “отсеку” присоединяем дополнительные лампочки и оставляем до полной разрядки. Пробуем зарядить ноутбук от сети.

Если батарея не заряжается, может потребоваться “поднять напряжение”, подключив штатную зарядку к элементам аккумулятора через лампочку на 5 Вт.

В настоящее время батарея ноутбука – это расходный материал, который проще купить в любом магазине и заменить без труда в тот же день.

Каждый год цены на них падают, поэтому к самостоятельной починке стоит прибегать только при наличии специальных знаний, массы свободного времени и страсти к экспериментам.

Повышение ёмкости аккумулятора ноутбука

Не успела рассеяться радость от приобретения нового ноута, как стало заметно, что время автономной работы сократилось. И это при том, что вы с него пылинки сдуваете. А ведь до погашения кредита еще ого-го. Но не расстраивайтесь: сейчас я расскажу, что надо делать.

Какие бывают аккумуляторы

Сперва следует выяснить, какой тип батареи у вашего лэптопа. Дело в том, что для переносных гаджетов применяют аккумуляторные батареи двух групп:

  • Никелевые (Ni);
  • Литиевые (Li).

В каждой группе существует несколько видов с разным сочетанием основного элемента. Если не вдаваться в детали, отмечу, что подавляющее большинство производителей применяют литиевые аккумуляторы за их легкость, компактность и высокую энерговооруженность.

Значит ли что они лучше? Нет, не значит: просто они больше подходят для переносных устройств. Все ведь хотят, чтобы гаджет был легким и удобным (так ведь его можно всюду носить с собой). А ноутбук – это как раз набор компромиссов в угоду мобильности.

К сожалению, за компактность и легкость своего кормильца приходиться платить, и не только в момент приобретения: литиевые батареи подвержены относительно быстрому старению. Причем, даже когда они не эксплуатируются. Редко встречаются экземпляры, которые не утратили большую часть своей свежести за 3-4 года. Правда, есть один секрет, замедляющий этот процесс. Об этом расскажу ниже.

Кроме того, литиевые аккумуляторы чрезвычайно требовательны к условиям эксплуатации: их нельзя перегревать и переохлаждать. Поэтому не оставляйте лэптоп на солнце или холоде, а кроме того – носите специальную сумку (ведь не зря же придумали сумки для лэптопов).

Еще одна фишка – контроллер литиевой батареи, который со временем некорректно работает.

Его задача – следить за заполнением батареи, чтобы не случилось перезаряда, а также за ее разрядом, чтобы аккумулятор навечно не впал в летаргический сон.

И, скорее всего, истоки ваших проблем нужно искать именно тут, в контроллере. Кстати, чтобы не забыть, качественная зарядка во многом зависит от адаптера. Подробнее о них можно узнать на сайте Notebook-Battery.

Почему «тупит» контроллер?

Но посудите сами: то вы подключаете блок питания, когда заряд составляет 45%, то долго не подключаете, когда в запасе лишь 15% (а часто и вовсе не вынимаете вилку из розетки сутками). Как тут не «подвиснуть» от такого непостоянства? А ведь питание должно быть сбалансированным, даже если оно электрическое.

В таком режиме у никелевых батарей проявляется «эффект памяти», а у литиевых — шалит контроллер: он продолжает мониторить заряд/разряд батареи, исходя из ее первоначальной емкости, но она ведь изменилась! Помните, я говорил о старении литиевых батарей? (Да-да, я ведь обещал вам открыть секрет их «молодости»).

Представьте, вы похудели, но продолжаете застегивать ремень на третью дырочку. Что в результате? Спадают штаны при ходьбе. Или, если выражаться техническим языком, ремень некорректно поддерживает ваши брюки.

Понятно, да? Так же и контроллер: он прекращает зарядку, считая, что она полная. На деле же это может быть меньше 100%. И вырубает ноут, исходя из своих данных, которые могут быть меньше фактических.

Получается недозаряд и недоразряд – диапазон автономной работы меньше существующего. Идем дальше.

Что делать?

Первым делом необходимо привести данные контроллера к фактическим показателям. Для этого нужно произвести полный цикл разряд-заряд-разряд, и в последующем повторять эту процедуру раз в 2-3 месяца. Чтобы это осуществить, нужно зарядить батарею и изменить настройки питания вашего лэптопа:

Заходите в «Пуск» — > «Панель управления» –> «Электропитание» –> «Дополнительные настройки» и выставляете минимальное значение заряда батареи перед автоматическим отключением.

Затем:

  • дожидаетесь полного разряда аккумулятора;
  • через пару часов подключаете ноут в электросеть;
  • дожидаетесь полного заряда.

После этой процедуры диапазон автономной работы вашего лэптопа будет существенно расширен – он достигнет фактического значения.

На многих моделях ноутбуков производителем предусмотрены специальные утилиты, осуществляющие эти операции без вашего вмешательства – разряд и заряд происходят под их контролем. Если таковых нет, то их можно найти в сети или на сайте производителя специально под вашу модель лэптопа.

Что еще?

Конечно, вышеизложенные способы не восстанавливают емкость батареи физически, а только повышают эффективность ее работы. Ведь чтобы сделать из старого аккумулятора новый, нужно заменить его элементы.

Учитывая тот факт, что они подключены последовательно, емкость у всех элементов должна быть одинаковой.

А как этого достичь, если присутствует износ? При любом раскладе новый элемент будет отличаться от старых.

Уж лучше купить новую батарею (пусть даже не оригинал), чем менять все элементы. Однако есть храбрецы, которые «хирургическим» методом вскрывают аккумуляторы (что очень уж напоминает препарирование лягушек). Однако в незаводских условиях, смысла, особенно экономического, в этом нет. Исключение – у вас редкая модель лэптопа или случилась безвыходная ситуация.

«Секрет молодости» аккумулятора

Кроме правильной эксплуатации, важно еще правильно хранить аккумулятор, если он не используется долгое время.

Заряженную наполовину батарею нужно поместить в сухое прохладное место с минимальным перепадом температур. Предварительно завернуть батарею в полиэтилен. Фаза Луны не важна.

Эффект от такого хранения никто не измерял (хотя поищите в сети, может уже и измерял), но теоретически небольшой эффект должен быть – замедление химических реакций означает более медленный процесс старения.

Секреты «омоложения» батареи ноутбука

Сегодня мы расскажем о том, как восстановить ее работоспособность полностью или хотя бы частично.

Немного теории

В батареях современных ноутбуков применяются литиево-ионные и литиево-полимерные элементы, тогда как аппараты, выпущенные три-четыре года назад, могли содержать и никель-металлгидридные компоненты. Для того чтобы определиться с причиной возникновения дефекта, необходимо знать, как функционируют эти элементы.

Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы пришли на смену никель-кадмиевым (NiCd), и, несмотря на их активно разрекламированные преимущества, они в общем-то не оправдали ожиданий потребителей из-за сокращенного по сравнению с никель-кадмиевыми аккумуляторами срока службы, хотя образцы, выпущенные в конце 2001 г., стали более совершенными благодаря изменению технологии производства.

Это интересно:  Измерение реальной емкости аккумулятора мультиметром и другими приборами

У NiMH-аккумуляторов есть свои достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести, как уже упоминалось, ограниченный срок службы (300 циклов «заряд-разряд»), повышенный саморазряд, присутствие «эффекта памяти».

Такой эффект часто возникает при неправильной эксплуатации аккумуляторов — перед зарядкой они должны периодически полностью разряжаться, в противном случае емкость будет неумолимо снижаться независимо от количества циклов «заряд-разряд» и времени зарядки.

Кроме того, не радовали значительные размеры и масса на единицу энергоемкости. Достоинствами были низкая цена, морозоустойчивость и больший, чем у литиево-ионных аккумуляторов, срок службы.

Эти аккумуляторы необходимо подвергать начальной (при покупке) и периодической «тренировке», суть которой заключается в их полном разряде и последующей зарядке во избежание появления «эффекта памяти».

Литиево-ионные (Li-ion) и литиево-полимерные (Li-pol) аккумуляторы нашли широкое применение в мобильной технике, что обусловлено высокой плотностью электрической энергии на единицу массы, а значит, и меньшими по сравнению с NiMH-аккумуляторами массой и габаритами.

Они не предъявляют каких-либо требований к собственному обслуживанию и не обладают «эффектом памяти». Но есть у них и отрицательные стороны: во многих случаях такие батареи могут работать только при положительных температурах окружающей среды, довольно дороги и подвержены процессу старения даже тогда, когда не используются.

Уменьшение емкости начинается примерно после года службы, а срок их жизни рассчитан примерно на 200—300 циклов «заряд-разряд».

Копнем поглубже?

Здесь необходимо отметить, что все вышесказанное верно лишь чисто теоретически и декларируется производителями как элементов питания, так и батарей для мобильных устройств. Конечно, в большинстве случаев все это соответствует действительности, но бывают и исключения, обусловленные конструктивными особенностями аккумуляторов.

Дело в том, что батареи ноутбуков состоят не из одного, а из группы последовательно соединенных элементов или даже блоков (иногда для увеличения емкости батареи несколько элементов питания соединяют параллельно, создавая блоки, которые в свою очередь соединяют последовательно для достижения необходимого для питания устройства напряжения).

И вот здесь-то и кроется основная причина неработоспособности батареи питания. Как бы производитель ни стремился подобрать компоненты с полностью идентичными характеристиками, сделать это практически невозможно.

И если у новой батареи элементы по основным параметрам (емкость, напряжение, внутреннее сопротивление) более-менее одинаковы, то после года эксплуатации различие может доходить до 20%. Казалось бы, подумаешь — 20%, ничего страшного. Ну будет аппарат работать от батарей не три часа, а, скажем, два с половиной. Но дело не только во времени.

Разброс характеристик приводит к значительному ухудшению работы зарядного устройства, причем это особенно критично для литиево-ионных элементов.

  • Несмотря на заверения производителей ноутбуков об «интеллектуальности» их зарядных устройств, основные требования к заряду элементов, оговоренные в сопроводительной документации к аккумуляторам, не соблюдаются, причем как в случае с литиево-ионными, так и с никель-металлгидридными.
  • Проблема в том, что для обеспечения нормального заряда каждый из элементов батареи необходимо заряжать отдельно от других.
  • Но тогда, если батарея состоит из девяти литиево-ионных элементов, для ее зарядки потребуется девять дорогостоящих интеллектуальных контроллеров, позволяющих определить окончание процесса по мизерному провалу зарядного тока, что на практике приведет к существенному увеличению как стоимости, так и размеров ноутбука.
  • Поэтому применяется метод так называемого последовательного заряда с контролем окончания процесса по достижении батареей некоторого напряжения. Для литиево-ионных элементов этот параметр составляет 4,2 В, соответственно для всей батареи из трех групп элементов напряжение будет составлять 4,2Ё3=12,6 В.

Это вполне допустимо для элементов, идентичных по характеристикам или различающихся на доли процента. Большее различие приводит к тому, что одни элементы недозаряжаются, тогда как у других избыточный заряд начинает утилизироваться в виде тепла и повышенного газообразования.

Здесь необходимо вернуться к рассмотрению строения литиево-ионной батареи. Так как ее элементы являются довольно опасными в эксплуатации (вспомните многочисленные истории о взрывах и возгораниях «серых» мобильников), любой аккумулятор имеет несколько степеней защиты.

Самая первая находится в каждом цилиндрическом элементе и представляет собой небольшую вогнутую пластинку, расположенную под плюсовым выводом. Эта пластинка призвана не допустить взрыва элемента при повышенном давлении: в случае «перезаряда» она размыкает цепь, прекращая подачу напряжения.

Несмотря на то что после этого давление внутри элемента падает до нормальной величины, пластинка в первоначальное состояние не возвращается. Теоретически такой элемент (а по мнению производителей, и вся батарея) подлежит замене.

Вторая защитная цепь установлена в контроллере батареи.

Она состоит из микропроцессора, отслеживающего уровень напряжения на каждом элементе (в некоторых случаях контролируется лишь общее напряжение батареи) и электронного ключа, размыкающего цепь, если напряжение заряда превысит 4,2 В на элемент или напряжение разряженной батареи окажется меньше 3,4 В на один элемент (иногда этот показатель может варьироваться).

В принципе здесь ничего фатального быть не может, за исключением двух случаев. Первый — если напряжение элементов упадет ниже отметки 2,8 В (а такое бывает при длительном хранении батареи без подзарядки).

При этом элементы отключаются, а зарядное устройство ноутбука считает, что батарея неисправна. И второй — в случае короткого замыкания выводов (несмотря на присутствие в каждой батарее предохранителя) выходит из строя ключ контроллера, что также приводит к неработоспособности аккумулятора.

Третья цепь защиты — идентификационная микропрограмма, встроенная в ПЗУ контроллера. Она служит для определения зарядным устройством типа и емкости элементов, а также предотвращает использование батареи сторонних производителей.

Никель-металлгидридные элементы значительно проще в эксплуатации. Они не боятся «перезаряда», выдерживают длительный нагрев без значительного ухудшения характеристик и не имеют встроенных в элемент средств защиты.

Тем не менее вследствие применения зарядных устройств последовательного типа выход из строя изготовленной на их основе батареи может произойти даже при полностью исправных элементах. Как правило, этот дефект является следствием работы на ноутбуке, постоянно подключенном к сети переменного напряжения.

Из-за того что отдельные элементы имеют «эффект памяти» и довольно большой разброс характеристик, зарядка происходит неравномерно. То есть когда одни элементы уже полностью заряжены, другие не достигли и половины от нормы.

В результате напряжение на заряженных элементах начинает увеличиваться (для никель-металлгидридных оно составляет 1,4 В), и контроллер считает, что процесс завершен, что приводит к уменьшению суммарной емкости батареи на 50% (закон Ома для последовательной цепи).

Со временем это явление усиливается в геометрической прогрессии, приводя к полной неработоспособности аккумулятора.

Начинаем практикум

Если вы воспользовались нашими рекомендациями и приобрели ноутбук с неисправной батареей, первое, что нужно сделать, — отыскать в Интернете инструкцию и тщательно ее изучить. Понятно, что этого, как правило, никто не делает, а напрасно.

Порой там можно найти все необходимое для восстановления аккумулятора. Дело в том, что большинство производителей ноутбуков включают в состав ПО утилиту для рекалибровки, или «тренировки» аккумулятора, позволяющую в течение 6—8 часов вернуть ему былую силу.

Например, в приобретенном нами ноутбуке Fujitsu-Siemens Amilo эта утилита вызывается при загрузке системы нажатием клавиши F6. Будем считать, что нам повезло, — после вызова этой программы и шестичасового ожидания батарея стала как новая.

Более того, производитель рекомендует проводить подобную «тренировку» каждые полгода, а в случае постоянной работы от сети — раз в два месяца.

Если такой программы не предусмотрено или найти ее не представляется возможным, придется прибегнуть к «хирургии». Для этого потребуются «прямые» руки, а также некоторый набор инструментов — мультиметр (или тестер), паяльник мощностью не более 40 Вт, макетный нож, несколько автомобильных лампочек с припаянными к ним проводами и суперклей на основе циан-акрилата.

Для начала аккумулятор придется разобрать. Сделать это не так легко — как правило, все батареи имеют неразборную конструкцию, состоящую из двух склеенных половинок. Поэтому нужно найти шов и попытаться с помощью макетного ножа осторожно их разъединить.

Если не получается, можно несколько раз уронить батарею на пол (только не на кафельный) с высоты человеческого роста — тогда процесс пойдет значительно быстрее.

Если же и это не помогло, придется аккуратно разрезать шов с помощью макетного ножа, стараясь не повредить внутренние компоненты.

Итак, аккумулятор разобран. Что делать дальше? Это зависит от типа элементов, примененных в батарее.

Никель-металлгидридные элементы

Первое, что нужно сделать, — сосчитать количество элементов. Полученное число нужно умножить на 1,2 — результат будет составлять номинальное напряжение батареи в вольтах. Далее берем автомобильную лампочку мощностью 21 Вт и припаиваем ее к крайним выводам группы последовательно соединенных элементов. Загорелась — хорошо, нет — ничего страшного.

Теперь нам понадобится мультиметр. Выставляем предел измерения 20 В и проверяем напряжение на лампочке. Если оно соответствует номинальному, а ноутбук не включается, причина неисправности скорее всего в контроллере батареи.

Можно попробовать отремонтировать его самостоятельно (предварительно отпаяв от элементов), а можно обратиться к знакомому радиолюбителю.

В случае, если напряжение ниже номинального, переключаем мультиметр на предел измерений 2000 мВ и проверяем напряжение на отдельных элементах, помечая фломастером те из них, напряжение на которых ниже 1,1 В (элементы лучше пронумеровать, а величины напряжений на них записать в таблицу). Далее необходимо провести «тренировку» аккумулятора.

Для этого потребуется еще несколько лампочек с припаянными проводами, которые придется присоединить к каждому (это важно!) элементу аккумулятора. Присоединили? Теперь можно часов на десять отвлечься от батареи и заняться чем-нибудь другим.

Почему так долго? Дело в том, что в нашу задачу входит выравнивание напряжения на элементах, а сделать это можно, лишь доведя его до 0 В. (Хотя производители и утверждают, что при полном разряде элемента он обязательно выйдет из строя, на практике такого не наблюдалось.)

После полного разряда элементов аккумулятор необходимо зарядить. Так как батарея разряжена полностью, штатное зарядное устройство здесь не поможет — напряжение придется «приподнять».

Сделать это можно с помощью блока питания ноутбука и автомобильной лампочки, подключенной последовательно к элементам аккумулятора.

Дожидаться полной зарядки батареи необязательно, достаточно поднять напряжение до 1,1 В на элемент, после чего уже возможно использовать штатное зарядное устройство.

По окончании цикла зарядки вышеописанный процесс придется повторить еще два раза (как минимум), после чего можно будет проверить батарею непосредственно в ноутбуке.

В случае, если вышеописанный способ «тренировки» батареи не привел к положительному результату, придется менять элементы питания.

Причем сразу все — подобрать подходящий по характеристикам не получится, так как для этого понадобится найти аналогичную батарею, проработавшую столько же часов.

В качестве «донора» лучше всего использовать бытовые никель-металлгидридные аккумуляторы производства компании Sanyo емкостью 2100 мА.ч.

При неплохом качестве исполнения они обладают приемлемой ценой, что становится актуальным, если батарея вашего ноутбука содержит десять и более элементов питания. Главное при такой замене — ни в коем случае не использовать паяльник для соединения элементов в последовательную цепочку.

Лучше приложить чуть больше усилий и сделать контактные держатели, к которым можно будет припаять соединяющие провода.

Литиево-ионные элементы

Как сказано выше, эти аккумуляторы довольно опасны в эксплуатации, поэтому и ремонт батареи потребует особой аккуратности. Перед началом каких-либо активных действий, убедитесь, что батарея полностью разряжена (если это возможно). Процесс проверки в принципе аналогичен таковому для никель-металлгидридных аккумуляторов, т.е.

точно так же припаиваем лампочку-нагрузку к элементам и проверяем напряжение. Отличие состоит в том, что на каждый элемент должно приходиться от 3,7 до 4,1 В. Если лампочка светится и напряжение соответствует количеству элементов, умноженному на 3,7 (или превышает его), смело можно переходить к ремонту контроллера.

Если же напряжение значительно ниже или емкость аккумулятора существенно отличается от первоначальной, придется проверять каждый элемент в отдельности. Некоторая сложность заключается в наличии параллельных блоков (см.

выше) — для правильной диагностики их придется разъединить, разрезав посередине металлические соединительные полоски-мостики (это можно сделать лишь с одного торца — положительного или отрицательного). Конечно, перед началом подобной проверки контроллер батареи необходимо отпаять.

Отделив все элементы друг от друга, можно переходить непосредственно к их диагностике с помощью лампочки-нагрузки и мультиметра. Подключаем лампочку к выводам мультиметра (а не элемента питания) и начинаем мерить напряжение на каждом элементе — оно должно быть в пределах 3,7—4,1 В.

Если значение существенно ниже или равно нулю — элемент неисправен и нуждается в замене. Конечно, можно попытаться его отремонтировать, разрезав положительный вывод и восстановив защитную пластинку, но, на наш взгляд, это нецелесообразно: стоимость нового элемента не превышает 3—4 долл.

После проведения диагностики и выявления неисправных элементов оставшиеся необходимо разрядить (с помощью лампочки) до напряжения 3,2 В.

Эту же операцию придется проделать и с новыми аккумуляторами, которые будут устанавливаться в батарею.

Данная процедура необходима для того, чтобы контроллер начал заряжать батарею «с нуля», иначе впоследствии могут возникнуть проблемы с правильным определением уровня заряда аккумулятора.

Еще одна неисправность, часто возникающая при эксплуатации (а вернее, при отсутствии оной) литиево-ионных и литиево-полимерных аккумуляторов, — уменьшение напряжения элементов ниже порога срабатывания защитного контроллера. При этом батарея не заряжается, а напряжение на ее контактах равно нулю.

  • Подобный дефект устранить довольно легко — достаточно подключить через 5-Вт лампочку к последовательной цепочке элементов источник питания ноутбука и дождаться зарядки батареи до напряжения, составляющего 3,4 В на один элемент.
  • После этого батарею можно собирать (вот для этого-то и потребуется циан-акрилатный клей) и устанавливать в ноутбук для последующей зарядки.
  • Кстати, аккумулятор есть не только в ноутбуке. Еще одним ярким представителем семейства мобильных устройств, периодически нуждающимся в процедуре «омоложения», является карманный компьютер.
  • Причем если в ноутбуках мы лишь пытаемся восстановить утраченные качества, то за счет некоторых не очень сложных манипуляций в КПК аккумулятор порой удается не только отремонтировать, но и заставить работать в несколько раз дольше.

Способы калибровки и восстановления

Современные аккумуляторные батареи, предназначенные для ноутбуков, состоят из литиево-полимерных и литиево-ионных элементов.

Их применение способствует снижению массы аккумулятора и увеличению плотности электроэнергии на единицу массы.

Емкость заметно уменьшается уже после первого года пользования, поскольку работа батареи ограничена 200-300 циклами зарядки и разрядки. Рассмотрим в статье способы как восстановить аккумулятор ноутбука.

Необходимость восстановления аккумуляторов

Восстановление АКБ касается исключительно литиевых элементов. Они могут выдерживать приблизительно от 400 до 500 циклов заряда и разряда, что соответствует 3-4 годам эксплуатации. При интенсивном использовании аппаратуры срок службы аккумулятора может снизиться до двух лет.

После выработки ресурса по циклам зарядки и разрядки, происходит снижение ёмкости батареи примерно в 2 раза. То есть продолжительность автономного режима составляет около 1 часа. В этом случае приходится решать задачу, как восстановить емкость аккумулятора ноутбука.

Это интересно:  Сколько должен заряжаться аккумулятор шуруповерта

Конструкция аккумулятора включает в себя от 4 до 8 банок. В некоторых случаях их может быть больше или меньше. Зарядка и разрядка этих банок осуществляется под управлением специального контроллера. Он представляет собой набор микросхем, объединенных в печатную плату и соединенных с элементами аккумулятора.

Исходя из конструктивных особенностей, восстановление батарей ноутбука требуется в следующих случаях:

  • Окончание рабочего ресурса банок. Отдельные элементы батареи вообще перестают работать, хотя контроллер управления находится в исправном состоянии. В этом случае подлежат замене все сразу или только неисправные банки. Такая замена называется перепаковкой аккумулятора.
  • Глубокий разряд элементов. Сами банки находятся в исправном состоянии, однако контроллер выполняет блокировку зарядки в связи с низким напряжением. Он считает эти элементы неисправными и производит их отключение. В этой ситуации основным методом восстановления является балансировка банок аккумулятора через зарядное устройство. При отсутствии положительного результата следует отдельно заряжать каждую банку.
  • Контроллер управления вышел из строя. Данную поломку практически невозможно определить в домашних условиях, поэтому в таких случаях старый аккумулятор заменяется новым.

Инструменты и материалы для восстановления батареи

Прежде всего понадобится измерительный прибор – мультиметр, а также многофункциональное зарядное устройство с возможностью балансировки. Все работы выполняются с помощью ножа, отвертки и паяльника.

Для пайки нужны припой и флюс, а для сборки корпуса – изолента и клей. Следует заранее приобрести новые литиевые банки. Их электрические характеристики должны быть такими же, как и у старых элементов.

Разборка и диагностика батареи

В первую очередь батарея разбирается и подвергается проверке. Это довольно сложная процедура, поскольку корпус батареи не предназначен для обычной разборки. Приходится долго расковыривать шов подручными средствами.

Решение этой задачи можно облегчить, если шов разогреть феном и слегка постучать по нему молотком или другими подручными инструментами.

Нагревать нужно не сильно поскольку высокая температура вредна для литиевых банок. Разогретый корпус вскрывается по шву острым инструментом.

Эта операция должна выполняться осторожно, чтобы не проткнуть насквозь корпус и не нанести повреждений литиевым банкам и контроллеру.

Далее, перед тем, как восстанавливать, проводится визуальное определение дефектов внутри аккумулятора. Плата контроллера должна быть целой и не подгоревшей, а банки – без вздутий, подтеков и повреждений. Изношенные элементы все подлежат замене.

На выводах батареи проверяется напряжение. Для этой цели используется мультиметр. Если имеет место глубокий разряд и блокировка контроллером, прибор все равно покажет небольшое напряжение. Когда напряжение полностью отсутствует, это указывает на разрыв цепи или неисправность контроллера.

Установка новых элементов

Перед заменой рекомендуется начертить схему соединения банок с обозначением плюсов и минусов. Отдельно фиксируются места пайки и их соединение с контроллером. При наличии термодатчика его тоже нужно отметить. Эта процедура имеет большое значение при восстановление аккумулятора ноутбука.

Банки приобретаются заранее с той же маркировкой, которая была на старых элементах и с такими же электрическими параметрами.

После этого можно приступать к сборке. В заводских условиях для этого используется точечная сварка для аккумуляторов, а дома возможна только пайка.

Вместо соединительной ленты, если она не сохранилась, рекомендуется использовать медные провода. Паять нужно очень быстро, иначе элементы перегреются и выйдут из строя.

После того как банки соединились, к ним припаивается контроллер и термодатчик. Данная процедура вернет АКБ ее первоначальные свойства.

По окончании сборки с помощью мультиметра измеряется напряжение на выходе. Как правило оно получается максимально приближенным к номиналу аккумулятора. После этого выполняется обратная сборка корпуса. Чаще всего соединение осуществляется с помощью клея. Если склеивание не получается, корпус батареи можно скрепить изолентой. На этом процесс восстановления считается завершенным.

Остается лишь вставить аккумулятор в ноутбук и при необходимости зарядить. Далее необходимо соблюдать правила эксплуатации батареи, чтобы она прослужила как можно дольше.

 

Ремонт аккумуляторных батарей

Если вы – поклонник ноутбуков ASUS, то наверняка слышали легенду о происхождении этого бренда. Название торговой марке дало древнее мифическое крылатое существо Pegasus, поделившись с придумщиками последними четырьмя буквами. Видимо, изначально креативщики решили донести до пользователей идею поистине уникального быстродействия данного устройства посредством мифического образа.

Полет мысли был откорректирован маркетологами, которые в искали способ выделить свой бренд, сделать его узнаваемым и таким, который бы бросался в глаза в первую очередь. Разумеется, буква А в любом алфавите стоит гарантировано выше буквы Р, поэтому предложение отмести первые три буквы было принято.

Жаль только, что мифический персонаж Pegasus так и не смог поделиться своим потенциалом вечности с современной электроникой. Ведь любая электроника не вечна, особенно, если это касается аккумуляторов. Через несколько дет интенсивной эксплуатации проблемы с аккумулятором для ноутбука Asus возникают в той же степени, что и в ноутбуках других популярных брендов.

Не факт, что батарею придется непременно менять при первых признаках снижения емкости. Но то, что аккумулятор для ноутбука АСУС при нестабильной работе требует к себе повышенного внимания – факт очевидный и многократно подтвержденный.

Итак, что же делать, если батарея не держит заряд и ноут «отрубается», как говорит известный мультипликационный герой, «на самом интересном месте»? Ну, для начала – калибровку!

Что за калибровка и как это вам поможет? Калибровка – это процесс обнуления показаний аккумуляторного вольтметра. Обнуление позволяет вернуть в норму контроллер, если батарея, в принципе, еще жива. Суть в следующем.

Показатель зарядки 100 % значит, что напряжение в ячейках батареи достигло максимального значения. Это 4,2 В. Именно в этот момент контроллер – электронный мозг батареи – подает сигнал, что батарея полностью заряжена.

Однако если показания снимаются не совсем корректно, то сигнал поступит намного раньше, чем зарядится аккумулятор.

Контроллер, как и любой мозг, иногда нуждается в перезагрузке и переосмыслении привычного алгоритма действий. Просто потому, что за многие месяцы работы этот мозг начинает сбиваться со счета и неправильно считать вольты и проценты.

Если его полностью зарядить, потом полностью разрядить, а потом вновь зарядить под завязку, то это вполне может помочь контроллеру восстановить свои функции и больше не подводить вас недостоверной информацией о полной зарядке аккумулятора. Опять же, повторимся еще раз, если аккумулятор сам по себе в норме.

Мифы и легенды о том, что калибровка поможет оживить мертвый аккумулятор, здесь не уместны.

Как восстановить аккумулятор?

Калибровка не помогла и аккумулятор вашего ноутбука по-прежнему не держит? Значит, придется разбирать и восстанавливать! Консультанты специализированных компаний – в частности, uabattery.com – предупреждают, что ремонт аккумуляторов для ноутбуков следует доверять профессионалам. А лучше, вообще, сразу купить новый. Его в любом случае хватит на дольше, чем восстановленного.

Намерены разобраться с непослушной техникой сами? Что же, тогда готовьте скальпель, паяльник, мультиметр и автомобильные лампочки.

Разделите батарею по шву на две части, измерьте напряжение на каждом элементе внутри корпуса, и выбросьте те из них, где напряжение меньше 3,7 вольт.

На их место установите новые элементы-«бочонки» (именно на этот хозинвентарь внешне похожи элементы аккумулятора). Маркировка новых элементов должна быть аналогичной старым. После этого заклейте корпус.

Ноутбук работает, аккумулятор заряжается и начал держать заряд дольше чем раньше? Поздравляем! Нет? Тогда предложение Интернет-магазина uabattery.com по-прежнему в силе. Обращайтесь и консультанты помогут подобрать новый аккумулятор, совместимый с вашим ноутбуком!

Как восстановить батарею ноутбука?

Весьма часто случается так, что после непродолжительного использования ноутбука с подключенным аккумулятором заряд перестаёт «держаться». В результате этого время работы ноутбука без подзарядки сильно сокращается. Но данную проблему можно легко исправить.

Для начала нужно определить, какого же именно типа батарея в вашем ноутбуке (никель-металлгидридный или литиево-ионный). Это можно выяснить прочитав надпись на самом элементе (Li-ion или NiMh соответственно).

Восстановление литиево-ионного аккумулятора

Батарея состоит из склеенных элементов питания. Найдите на аккумуляторе шов, чтобы разъединить эту батарею при помощи специального макетного ножа на две части. Разобрав аккумулятор, можно приступить непосредственно к ремонту. Перед этим нужно убедиться в том, что батарея полностью разряжена, это можно проверить с помощью автомобильной лампочки.

Припаиваем ее к элементу и начинаем проверять напряжения. Диапазон напряжения одиночного элемента должен колебаться в пределах от 3.6 до 4.1 вольт.

При подключении лампочки, она должна будет засветиться, при этом напряжение должно быть равно 3.7 умноженное на число элементов. Это означает, что можно приступить к ремонту аккумулятора.

Если это напряжение не соответствует требуемому, то нужно отпаять элементы друг от друга и по отдельности при помощи лампочки проверить каждый.

Для этого вначале нужно отпаять контроллер элементов. Затем нужно подключить к мультиметру лампочку и начать замерять по отдельности напряжение каждого из элементов. Как вы уже помните, оно должно находиться в пределах от 3.6 до 4.1 вольт. Если напряжения вообще нет или оно намного ниже установленного значения, то придется заменить элемент.

После выполнения вышеуказанной процедуры нужно разрядить исправные элементы примерно до 3.2 вольт при помощи этой же лампочки. После замены каких-либо неисправных элементов, с ними нужно проделать то же самое. В этом случае контроллер начнет процесс зарядки с нуля и будет правильно отображать уровень заряда батареи.

Если слишком низко упадет напряжение в элементах, то батарея не сможет зарядиться. В данном случае подключаем лампочку мощностью 5 ватт к цепи элементов и поднимаем напряжение до 3.4 вольт. После этого ваш аккумулятор должен заряжаться нормально. Зарядив батарею, нужно будет собрать аккумулятор обратно при помощи клея.

Восстановление никель-металлгидридной батареи

А теперь перейдем к другому типу батареи. Многие считают уже устарелыми и, скорее всего, они будут правы. Никель-металлгидридные батареи во многом уступают своим «ионным друзьям», единственное их преимущество — это цена. Если батарея ноутбука содержит никель-металлгидридный элемент, восстанавливать ее нужно следующим образом.

  • Вначале нужно определить, предварительно разобрав аккумулятор, какое число элементов содержится в нем.
  • Полученное число следует умножить на 1,2. Таким образом, мы сможем узнать напряжение в вольтах.
  • Далее нужно припаять лампочку, обладающую мощностью 21 ватт, к контактам соединённых последовательно элементов.
  • Затем с помощью мультиметра измеряем напряжения на лампочке (при этом на мультиметре выставляем 20 вольт). Если оно равно рассчитанному напряжению, то причина неработоспособности вашего ноутбука — неисправность контроллера батареи, в данном случае придется его заменить. Если же измеренное напряжение ниже ранее рассчитанного, то причина кроется в неисправности одного или нескольких элементов батареи.
  • Теперь нужно выяснить, какие именно элементы неисправны. Для этого следует на тестере выставить значение 2000 мВ и проверить каждый элемент, при этом отмечая те, у которых показатель будет ниже 1,1 вольта.

После этого необходимо привести все элементы к одинаковому показателю напряжения. Легче всего привести их к 0. Для этого нужно к каждому элементу припаять лампочку и оставить на 8-10 часов. Далее следует зарядить батарею.

Для этого с помощью вашего блока питания ноутбука и лампочки немного поднимаем напряжение, а затем можно применять и обычное зарядное устройство. Данный процесс необходимо несколько раз повторить. Если такая процедура не дала положительных результатов, то вам нужно поменять все элементы питания на аналогичные новые.

Для этого отлично подойдут элементы с ёмкостью 2100 М а/ч. Но следует помнить, что их нужно соединять в цепь не паяльником, а с помощью крепёжных устройств.

Вот так вот можно восстановить любую батарею ноутбука. Также советую вам прочитать интересную статью про калибровку батареи ноутбука, я уверен, что она Вам покажется очень полезной.

Необходимые инструменты

Сегодня многие не представляют свою жизнь без такого устройства, как ноутбук. Но часто случается такая неприятность, как поломка аккумулятора ноутбука, и возникает вопрос, как его восстановить.

Ведь очень часто люди связывают свою работу с ноутбуком, и, так называемая «смерть» батареи может привести к множеству проблем. Но, некоторых волнует проблема, можно ли восстановить аккумулятор ноутбука.

Да, это вполне возможно.

Как восстановить емкость аккумулятора ноутбука?

Для того чтобы восстановить емкость аккумулятора ноутбука нужно произвести его калибровку. Какие действия нужно выполнить:

  1. Выключить.
  2. Подключить адаптер переменного тока к ноутбуку и полностью зарядить аккумулятор.
  3. Перезагрузить.
  4. Нажать клавишу «F8» несколько раз пока ноутбук будет загружаться.
  5. Из меню загрузки Windows Advanced Options выбирается «Безопасный режим», подтверждается клавишей «Enter».
  6. Теперь следует отключить адаптер переменного тока от компьютера.
  7. Разрядить аккумулятор полностью. Оставить ноутбук включенным до того момента, пока он не выключится автоматически.
  8. Включить компьютер. Батарея откалибрована.

Как справиться с восстановлением батареи ноутбука разобрались. А вот что делать, если разрядился автомобильный аккумулятор, как его восстановить, думают многие.

Как восстановить севший автомобильный аккумулятор?

Если аккумулятор не держит заряд, то не нужно торопиться его выбрасывать, так как во многих ситуациях есть возможность его восстановить.

Для того чтобы зарядить аккумулятор автомобиля нужно соблюдать определенные действия и правила безопасности. При неправильных действиях можно полностью вывести из строя АКБ. Во избежание непредвиденных расходов на новый аккумулятор следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. При окислении клемм аккумулятора автомобиля нужно их предварительно очистить, воспользовавшись наждачной бумагой. Это необходимое действие, поскольку окись может создавать избыточное сопротивление, что в итоге может повлечь за собой полную поломку зарядного устройства или выход аккумулятора из строя.
  2. Следует знать, что в первую очередь подключается «плюс», а затем «минус». Если следовать такому порядку действий при подключении зарядного устройства к автомобилю удастся избежать возникновения короткого замыкания. Допустим, при подключении минусового провода и при возможном попадании «плюса» на мотор авто не избежать короткого замыкания.
  3. Следует помнить о том, что заряжать автомобильный аккумулятор необходимо только заводским зарядным устройством, имеющим систему защиты и прошедшего соответствующие системы проверки безопасности. Не рекомендуется пользоваться кустарными или самодельными приборами, которые собраны по сомнительным схемам из сети Интернет, так как они не соответствуют нормам безопасности, что может привести ко многим неприятностям.
  4. Работа должна проводиться в проветриваемом помещении, где поблизости нет источников открытого пламени. Дело в том, что когда заряжается автомобильный аккумулятор, происходит выделение водорода,который при соединении с кислородом образует опасную смесь, имеющую возможность воспламеняться, что может привести к пожару.

Тем, кого волнует вопрос, как восстановить разряженный автомобильный аккумулятор нужно воспользоваться зарядным устройством, где выставляется начальный зарядный ток, который можно просчитать самостоятельно, исходя их емкости аккумулятора: сила тока заряда равная в амперах численно емкости аккумулятора в Ач. К примеру, аккумулятор, емкость которого 100 Ач следует заряжать током 10 А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *