ГАЗ-АА (Полуторка)

Время прочтения:

Знаменитый ГАЗ-АА или полуторка, она олицетворяет советский автопром. Позже она стала называться ГАЗ-ММ, а раньше это был Форд-АА. Наряду с ЗИС-5, Студебеккерами и Шевроле легендарная полуторка стала главным героем фронтовых дорог. Эта конструкция была идеально создана и для индустриализации и для дорог второй мировой.

Есть такое понятие – оружие победы. И когда его приводят, все время вспоминают почему-то про легендарные Катюши, про знаменитый танк Т-34, про автомат ППШ и истребитель ЯК-3. И только во вторую очередь вспоминают, что война и победа были вывезены, и вывезены автомобилями. Всего 380 тыс. машин пропало на фронте – это серьезная цифра, если учесть, что за рулем каждой из них сидел, как минимум, военный водитель.

Двигатель, сначала 40-ка, а потом и 50-сильный вроде бы не особенно мощный. Но он обладает потрясающим крутящим моментом на низких оборотах, и машина могла ползти на второй передаче практически на холостых. Дорожный просвет в 29 см позволял использовать этот автомобиль там, где дорог не было вовсе. А порой не было даже и направлений. И именно там разворачивались основные действия второй мировой войны.

Конструкция простая, спартанская, но до предела совершенная. Сев за руль этого автомобиля, даже, не смотря на несинхронизированную коробку, научиться ездить на нем мог каждый буквально за считанные часы.

Поскольку эта машина была рождена в военные годы, то была абсолютно экономичной: вместо металла – дерево, вместо крыши – брезент, одна фара, брезентовые двери, и даже не было передних тормозов. Удивительно, что на этой машине не только ездили, но и воевали, причем в любое время года. И надо сказать, что к 400 кг груза, которые перевозили по Ладожскому озеру, можно было добавить еще 100 кг муки.

Это интересно:  Система Rider ECall

На самом деле вариантов полуторки было масса. Еще один, его можно назвать промежуточным, — ГАЗ-АА. Справедливости ради можно заметить, что изобретение это не наше. Лицензионный грузовичок Форд-АА, грузоподъемностью 1,5 тонны образца 1929 года стал первым массовым советским автомобилем. И он же возглавил список потерь.

ГАЗ-АА (Полуторка)

Легкая и шустрая полуторка составила примерно 3/4 парка легендарной «Дороги жизни» и больше половины автомобилей, которые везли крупицы победы на фронте и в тылу были тоже ГАЗ-АА.

На отдельных образцах стояли прямоугольные крылья, деревянные подножки и деревянные двери. Вынужденные изменения дизайна – дефицит качественной стали для штампованных деталей. Но когда металл заменили деревом и брезентом, удалось сэкономить 100 кг веса.

Полуторка образца 42 года стала апофеозом конструкторского и технологического аскетизма. Но в этом были и положительные стороны. Кузов можно было починить в любом лесу из подручных средств, двигатель перебирали за час. Известны случаи, когда вместо стальных вкладышей в дело шел нарезанный солдатский ремень.

ГАЗ-АА (Полуторка)

Несмотря на то, что про гидроусилитель руля здесь никто и не слышал, в движении руль крутится на удивление легко. Даже женщины-водители могли поворачивать руль без особых проблем. Вообще военные рули – это отдельная тема, это своеобразные визитные карточки шофера.

Но главная особенность автомобилей ГАЗ-АА военного времени – отсутствие тормозов на передних колесах. С другой стороны, скорости были такие, что даже если ты выжимаешь сцепление и едешь накатом, автомобиль останавливается буквально за считанные метры.

За счет довольно больших колес и большого дорожного просвета полуторка отлично себя чувствует практически на любой дороге. Да, рессорная подвеска естественно трясет, но на любых колдобинах чувствуешь себя абсолютно уверенно. И главное, водить полуторку можно было научить кого угодно за несколько часов. Правда, нужно учитывать, что эту задачу облегчало очень высокое качество сборки.

Вот такой советский автомобиль, благодаря которому удалось добиться победы в страшной войне.

Интересные заметки и другие советы автолюбителям:

  • Курьезы при угоне авто
  • Lamborghini Aventador LP700-4
  • Госномер
  • Экзамен по вождению — подводные камни
Это интересно:  Профессия дальнобойщика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *