Эксплуатационные параметры мотора 21011
По умолчанию ДВС 2101 стал базовым вариантом для автомобилей семейства ВАЗ. Первым экспериментом стала модификация 21011 – в двигателе стал меньше ход поршня, зато увеличился диаметр цилиндра. Фактически это была заводская форсировка мотора специалистами, чтобы увеличить мощность, и избавить пользователей от необходимости производить при этом капремонт чаще указанной периодичности.
ДВС 21011
Классическая модернизация ДВС 2101 увеличила объемы сжигания топливной смеси при одновременном снижении хода поршня. Расход топлива изменился в большую сторону незначительно, зато мотор стал «приемистым». Основные технические характеристики варианта 21011 имеют следующий вид:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21011 |
Годы производства | 1974 – 2006 |
Объем | 1294 см3 (1,3 л) |
Мощность | 50,7 кВт (69 л. с.) |
Крутящий момент | 94,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,8 |
Питание | карбюратор Озон ДААЗ 2105 |
Тип мотора | рядный, верхневальный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | «длинные» перегородки |
Выпускной коллектор | «паук», схема 4/2/1 |
Распредвал | верхнее расположение внутри ГБЦ |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | А класс – 79 – 79,01 мм
B класс – 79,01 – 79,02 мм С класс – 79,02 – 79,03 мм D класс – 79,03 – 79,04 мм Е класс – 79,04 – 79,05 мм |
Поршни | 79 мм |
Кольца | не симметричные, без покрытия |
Диаметр поршня | А класс –78,94 – 78,95 мм
В класс – 78,95 – 78,96 мм С класс – 78,96 – 78,97 мм D класс – 78,97 – 78,98 мм Е класс – 78,98 – 78,99 мм |
Коленвал | чугун ВК, короткий радиус кривошипа |
Количество коренных подшипников | 5 |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-93 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 8 л/100 км смешанный цикл 9,5 л/100 км город – 11 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 21011 | 5W-50 и 10W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км
реальный 200000 км |
Регулировка клапанов | гайки |
Система охлаждения | принудительная, антифриз/тосол |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на 21011 | А-17-ДВ |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | 114 звеньев, двухрядная |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | переключение сезонной температуры, картонный картридж с предочистителем |
Масляный фильтр | оптимально Mann W914/2 |
Маховик | Вес 0,62 кг, 129 зуба, 6 посадочных отверстий без смещения, диаметр наружный 27,75 мм, внутренний 25,67 мм |
Болты крепления маховика | М10/1,25 мм, общая длина 23,5 мм |
Маслосъемные колпачки | рекомендованы заводом от фирм Corteco либо Хорс |
Компрессия | 10 – 14 бар, перепад давления в соседних цилиндрах не более 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Обороты ХХ | 850 – 950 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм
маховик – 83,3 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Положительной особенностью ДВС 21011 стал тот факт, что он был разработан на 4 года позже базовой модели мотора. За это время завод ДААЗ запустил в серию карбюраторы Озон, которые по умолчанию превосходили эксплуатационными характеристиками ранее используемое навесное оборудование для приготовления топливной смеси Солекс.
Карбюратор Озон
Руководство завода производителя включило в комплектацию 21011 карбюратор Озон, дополнительно повысив характеристики этого мотора.
Содержание статьи
Конструкция ДВС
Несмотря на увеличившийся диаметр цилиндра (79 мм вместо 76 мм) капитальный ремонт мотора 21011 производится в плановом порядке, как и указывает официальный мануал. Все принципиальные конструктивные особенности остались прежними:
- верхнее позиционирование распределительного вала механизма ГРМ;
- межцентровое расстояние цилиндров для возможной расточки;
- цепной привод ГРМ;
- облеченная головка блока цилиндров.
Конструкция мотора
Компоновка поршневой группы превзошла возможности оригинала – мотор стал приемистым практически без увеличения расхода бензина.
Положительные и отрицательные моменты
Основные минусы, которые имеет мотор 21011, он сохранил от образца ДВС 2101, из которого и возник:
- повышенный шум от цепной передачи;
- пригодность только для заднеприводных авто;
- периодическая регулировка оборотов ХХ;
- сложная регулировка клапанов.
Регулировка клапанов
Внутри впускного коллектора использованы длинные перегородки, поэтому при дросселировании первой камеры воздушно-топливный «голод» испытывают 2 и 3 цилиндры, а при открытии заслонки второй камеры, наоборот – 1 и 4 цилиндры.
Однако для своего времени 21011 стал передовым техническим решением отечественного автопрома. Зная характеристики двигателя, у пользователя не возникает проблем, какое масло лить, и какие ОЖ использует система охлаждения движков.
Техобслуживание – регламент
Типовое устройство ДВС обеспечивает стандартные для семейства моторов АвтоВАЗ сроки замены расходников и операций обслуживания, поэтому мотор 21011 имеет следующий регламент ТО:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Ремень ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
Расходники и запчасти для двигателя не являются дефицитом, несмотря на снятие его с производства в 2006 году.
Мануал по обслуживанию 21011
Типовые неисправности мотора
В отличие от эталона, двигатель 21011 спроектирован под среднее октановое число, бензин А-76 как на моторе 2101 использовать не рекомендуется. При обрыве приводной цепи ГРМ поршень стандартно гнет клапана, что является общей проблемой для ДВС АвтоВАЗа, за редким исключением (например, 2105). Основными неисправностями являются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв прокладок ГБЦ, клапанных сальников или втулок износ колец |
замена уплотнений, колец и расходников |
Перегрев ДВС | поломка термостата либо вентилятора | установка нового навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | выработка поршней/цилиндров, протечки в клапанных крышках | установка следующего ремонтного размера поршней и колец, замена прокладок |
Стук | вкладыши шатунов, подшипники кривошипа, увеличение зазора клапанов | замена расходников после диагностики |
В принципе простая для сегодняшнего уровня развития ДВС схема двигателя облегчает самостоятельное обслуживание модели привода 21011. В инструкции изготовителем четко указано, какое масло рекомендовано эксплуатировать, приведено описание параметров ДВС.
В каких моделях ВАЗ использовался?
За годы производства двигатель 21011 монтировался на автомобили ВАЗ следующих модификаций:
- 21011 – седан;
- 21021 – универсал;
- 21033 – седан;
- 21063 – седан.
ВАЗ 21063
По умолчанию в двигатель заложен высокий эксплуатационный ресурс, все указанные модели машин эксплуатируются до сих пор.
Тюнинг ДВС
В принципе двигатель 21011 – это и есть заводской тюнинг ДВС 2101. Однако межцетровой размер цилиндров позволяет расточить их еще больше для увеличения объема. Выполняя тюнинг своими руками, следует учитывать нюансы:
- безопасным для мотора считается достижение максимум 80 л. с.;
- после изменения хода поршня, расточки цилиндра следует регулировать зажигание, модернизировать тормозную систему, маховик;
- может увеличиться расход масла и топлива, сократиться периодичность обслуживания мотора.
Тюнинг 21011
Производитель рекомендует тюнинг в виде улучшения существующих узлов без применения турбин. Например, из блока 21011 можно получить мотор 1,7 л:
- коленвал от 2103, оптимально от 21213;
- расточка цилиндров под размер 82 мм;
- поршни от Нива 213 или 21213 (компрессия выше);
- шатуны для первого варианта 213 или укороченный 129 мм для второго случая, соответственно.
Оптимальным значением соотношения R/S (длина шатуна/ход коленвала, соответственно) считается 1,75 единиц. При большем значении R/S получаются улучшенные высокие и средние обороты, но повышается температура внутри камер сгорания. Как результат – прогорание поршней. Скорость потока топливной смеси снижается, могут появиться детонации.
Если используются короткие шатуны, то автоматически увеличивается их угол наклона. Центры этих деталей испытывают критические нагрузки, возможен обрыв в плоскости 45 градусов относительно оси шатуна у нижней/верхней головки. Повышается трение боковых стенок поршня, колец и цилиндров, поэтому применяются смещенные пальцы.
Таким образом, модернизированная версия мотора 21011 обладает более высокими техническими параметрами в сравнении с эталоном 2101. Именно на основе этого ДВС были разработаны поздние версии 2103 и 2105.