Детонация или «стук пальцев»?

С понятием «стук пальцев двигателя» знакомы многие автомобилисты, независимо от опыта вождения. Но не все знают, что характерный звонкий призвук, появляющийся обычно на высоких оборотах, происходит не от соприкосновения движущихся металлических деталей. Причина подобного явления – детонация топлива, и ни что иное.

Раньше двигатели делали по-другому. Поршневые пальцы действительно могли стучать. Объяснялось все это просто: высокие температуры оказывали влияние на геометрию деталей, между которыми в 90% случаев появлялись зазоры. Повышенные нагрузки и низкая прочность материалов способствовали усилению негативного эффекта. Почти любой двигатель мог начать «звенеть».

Что изменилось сейчас

В настоящее время материалы стали более совершенными. Старое название, «стук пальцев», по-прежнему используется. Но повторим еще раз: появление характерного призвука часто вызывается именно детонацией. Слово «детонация» означает «взрыв». Топливо, как известно, может не только гореть, но и взрываться.

Детонация или «стук пальцев»?

Рассмотрим пример из курса химии. Водород образует соединение H2. Попадая на воздух, это соединение горит, но не взрывается. Если же H2 смешать с кислородом в пропорции 1 к 2, после поднесения горящей спички к смеси она взорвется. Нечто похожее происходит и внутри камеры сгорания – при совпадении определенных условий топливо начинает детонировать.

Симптомы детонации

Помимо появления металлического «звона», детонацию сопровождают другие характерные эффекты:

— Заметное снижение максимальной мощности;

— Перегрев, неустойчивая работа двигателя;

— Снижение температуры выхлопа.

Детонация начинает проявляться именно при нажатии на «газ», когда рабочая смесь обогащается кислородом по максимуму. Чем больше содержание кислорода, тем выше склонность к детонации. Но как только мы повысим октановое число, сразу увидим, что в аналогичных условиях смесь ведет себя правильно (не детонирует). Соответственно, если двигатель начинает «звенеть», советуют обратить внимание на качество топлива. Заметим еще кое-что: если угол опережения зажигания выставлен неправильно, это также ведет к появлению детонации.

Это интересно:  Автомобили E — класса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *